Брак качества

Брак качества

Исполнители программы РФ по привлечению в Россию бывших соотечественников… отпугивают их от России

Россия стремится выправить свой демографический показатель за счет человеческого ресурса постсоветского пространства, а именно — посредством привлечения на историческую родину бывших граждан СССР. Однако грандиозная правительственная программа, которая предполагает привлечение в российскую экономику нескольких миллионов свободных рук, встречает на своем пути затруднения.
Осложнения встречаются на каждом шагу. По признанию российских правительственных чиновников, главным среди них является повсеместное нежелание бывших советских республик расставаться с собственным человеческим капиталом. Это не удивительно. Ведь российские власти, предпринимая подобные меры, преследуют свои практические цели: сохранить лидирующие позиции на мировой арене и удвоить валовый внутренний продукт. Но нетрудно заметить, что аналогичные задачи на постсоветском пространстве преследует не только Москва. В частности, Казахстан тоже ставит перед собой цель в ближайшее время войти в число пятидесяти динамично развивающихся государств мира. А потому Астана также проявляет заинтересованность в сохранении собственного демографического потенциала. Ведь количество людей — это, прежде всего, индикатор объема внутреннего рынка, и чем он больше, тем привлекательней для иностранного капитала и товаропроизводителей.
Наибольшим миграционным потенциалом сегодня обладают несколько государств на постсоветском пространстве. Прежде всего, это славянские республики, где доля этнических русских достаточно высока, а из центральноазиатских республик лидерами остаются Казахстан и соседний с ним Кыргызстан. Однако с Казахстаном российским властям явно не повезло. Устойчивый экономический рост, который республика демонстрирует на протяжении последних нескольких лет, сделал Казахстан привлекательной страной для мигрантов из-за рубежа. По крайней мере, именно такое заключение делает Международная организация по миграции. А потому не стоит ожидать массового оттока из республики русскоязычного населения, который наблюдался в первой половине 90-х годов прошлого столетия. Кроме того, политический истеблишмент республики проводит взвешенную национальную политику, а также сумел сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность. Данное обстоятельство также благоприятно отразилось на миграционном обмене с республиками бывшего Советского Союза. По крайней мере, начиная с 2003–2004 годов, в Казахстане наблюдается положительное сальдо миграции.
Однако в последнее время в Центрально-Азиатском регионе миграционные потоки формируются не под действием социально-экономических факторов, как это было прежде, а в результате дефицита личной безопасности. Данное обстоятельство ярко проиллюстрировали прошлогодние события в Кыргызстане и Узбекистане. В силу чего для российских представителей в этом отношении куда привлекательней выглядит соседний Бишкек, где и бывших соотечественников больше, и есть психологический стимул. Тем более что статистическое агентство этой республики в текущем году зарегистрировало очередную волну миграционного оттока.
Кроме того, российские чиновники признают, что «детали программы еще не готовы. Сейчас обозначены лишь принципы, а конечный продукт будет известен позже». Хотелось бы, чтобы это «чуть позже» наступило раньше того момента, когда нога введенного в заблуждение соотечественника ступит на какой-нибудь сибирский перрон. Отсутствует ясность по самому главному — жилищному — вопросу. Напомним, после принятия госпрограммы в многочисленных комментариях разъяснялось, что пожелавшие переехать в Россию соотечественники по категории \"А\" будут обеспечиваться квартирами. Но, как оказалось, этот вопрос оставлен на рассмотрение самим регионам, готовящим свои местные программы. В результате в некоторых проектах говорится об общежитиях, кто-то упоминает о выделении служебных квартир… Поэтому россияне настоятельно советуют всем осознать, что время, когда государство в социальном порядке обеспечивало население жильем, безвозвратно ушло.
Подобное произойти может, так как до сих пор никто не знает, на какое количество вернувшихся соотечественников следует рассчитывать. Поскольку из-за размытости понятия «соотечественник», которым может являться любой человек, родившийся не только в СССР, но еще в Российской империи, статистика носит условный характер. Отсутствие прогнозируемой цифры — это другая ахиллесова пята правительственной программы, которая может принести неприятные сюрпризы ее авторам. Как говорит статс-секретарь — заместитель главы внешнеполитического ведомства России Григорий Карасин: «Программа ориентирована не на всех соотечественников, как это трактует закон, а на тех, кто достаточно тесно связан с Россией духовно». Сколько таких лиц, никто не отважится назвать точно.
Рассказывая о том, что ожидает переселенцев в плане социальной защиты, статс-секретарь — заместитель министра здравоохранения и социального развития Любовь Глебова также не излучала оптимизма. По ее словам, с 1 января 2007 года вопросы занятости населения и создания условий для трудоустройства будут решаться на местах. Однако на местах из-за отсутствия финансирования в квартирах батареи зимой замерзают. Кроме того, переселенцы не получат «подъемный пакет» от правительства. «Россия, несомненно, не решила всех своих проблем», — говорят российские чиновники.
В любом случае всем собравшимся в дальнюю дорогу следует понимать, что их мечты о лучшей доле запросто могут разбиться о действительность. Поскольку, какие бы благие намерения ни были у руководства дружественной державы, в жизни многое зависит от конкретного случая, от конкретной территории и от конкретного исполнителя программы.

Игорь Неволин, Алматы

Оценить статью
(0)