Южный Кавказ за последние 15 лет стал самым милитаризованным регионом в мире, причем это произошло при попустительстве международных организаций и участии крупных геополитических игроков. Об этом говорится в докладе бывшего заместителя министра обороны Армении Ваана Ширханяна, озвученном на вчерашнем «круглом столе» на тему «Политические процессы на Кавказе и проблемы безопасности Армении», организованном Армянским центром стратегических и национальных исследований («Арминфо»).
Как было отмечено в докладе, на тысячу человек в Закавказье приходится 15 солдат, в то время как в Турции — 8, Иране — 12, России — 7. «На Южном Кавказе на 1 миллион граждан приходится 75 танков, в Турции — 48, Иране — 35, России — 46. Цифры по артиллерии еще более внушительные: в Закавказье — 85, Турции — 26, Иране — 38, России — 44», — отмечено в докладе участника «круглого стола».
По словам Ваана Ширханяна, другой специфической чертой региона является наличие иностранного военного контингента: в Армении российской военной базы, в Грузии — американского батальона, в Азербайджане — 700 турецких военных советников.
По этим данным
«Непонятно, куда же смотрят международные организации, когда при
«В случае новой войны в Карабахе армии всех сторон конфликта смогут в ней принять активное участие, но, в отличие от противостояния начала
Отметим, что бывший армянский замминистра обороны несколько лукавит. Азербайджанский МИД не раз заявлял, что с учетом численности армянской военной техники в Армении и Нагорном Карабахе официальный Ереван давно и в несколько раз превысил уровень, предусмотренный Договором об обычных вооружениях в Европе.
При этом, по сообщению российского издания «Оборона и безопасность», численность личного состава Вооруженных сил (ВС) Азербайджана составляет 69900 человек, танков — 259 единиц, боевых бронированных машин (ББМ) — 328, артиллерии (калибром 122 мм и выше) — 303, боевых самолетов — 49, ударных вертолетов — 15. В Армении: личный состав — 52000 человек, танков — 102, ББМ — 218, артиллерии — 225, боевых самолетов — 6, ударных вертолетов — 9. Однако, уточняет газета, значительные войска и техника армян сосредоточены в Карабахе: личный состав — 20000–25000 чел., танков — 316, ББМ — 324, артиллерии — 322, реактивных систем залпового огня — 44.
Отметим, что, по мнению экспертов американского исследовательского центра «Stratfor», в условиях потока наличных денег Азербайджан может приобрести у Франции, США или у бывших
Исходя из этой статистики, можно задаться вопросом: за счет каких средств Армения ведет с Азербайджаном военную гонку? Если учитывать «намеки» министра обороны Армении Сержа Саркисяна, можно понять, что армянская армия финансируется и из внебюджетных источников, и таким образом, как полагают аналитики, заявленные бюджетные 155 млн. долларов можно смело увеличить в 2, а то и в 2,5–3 раза.
А вчерашнее заявление бывшего замминистра обороны Армении можно расценить как попытку заложить основу для международного давления на Азербайджан в связи с ее военным бюджетом. Так, официальный Баку не раз заявлял, что военный бюджет Азербайджана будет увеличиваться, что вполне нормально для страны, часть территорий которой оккупировано. Армения постоянно выражала недовольство усилением военной мощи Азербайджана, но предотвратить это официальный Ереван не в силах.
Сейчас, по всей видимости, Армения планирует начать очередную международную кампанию в связи с военным усилением Азербайджана. Изначально ясно, что эта кампания будет носить пропагандистский характер, мол, азербайджанцы не хотят мира и поэтому увеличивают свой военный потенциал. Подобная кампания не приведет к конкретным результатам — ни одна страна или международная организация не сможет запретить государству, 20% территорий которой находится под оккупацией, не увеличивать свой военный потенциал, а наоборот начинать разоружение. Ясно, что вопрос увеличения военных расходов Азербайджана находится в прямой зависимости от мирного урегулирования карабахского конфликта. В частности, официальный Баку не раз заявлял, что урегулирования карабахской проблемы возможно только в рамках территориальной целостности страны. Если этого не произойдет, то остается одна альтернатива — война.
М.Гусейнов