Росатом ведет негласные переговоры о новых АЭС и планирует опасную реформу атомной отрасли

Росатом ведет негласные переговоры о новых АЭС и планирует опасную реформу атомной отрасли

Росатом ведет негласные переговоры о новых АЭС и планирует опасную реформу атомной отрасли

Новые документы раскрывают планы строительства атомных станций от Калининграда до Дальнего Востока, не смотря на оппозицию населения. Вместе с этим, станции и ядерные материалы приватизируют. И Росатом не скрывает, что вопрос безопасности АЭС до сих пор не решен.

Сегодня группа «Экозащита!» обнародовала документ, из которого следует, что Росатом ведет переговоры с региональными властями и инвесторами о строительстве новых АЭС в ряде регионов России, включая Калининград, Челябинск, Томск и Дальний Восток. До сих пор об этих планах не было известно, а упомянутых регионов даже нет в федеральной программе развития атомной отрасли до 2015 года, утвержденной правительством РФ две с половиной недели назад. Тем не менее, такие данные содержатся в докладе высокопоставленного представителя атомной отрасли (Росатом, Техснабэкспорт), который был озвучен 10 октября на заседании узкой группы депутатов ГосДумы, лоббирующих интересы атомной промышленности. «Экозащите!» удалось получить текст этого выступления.

Наибольшее удивление вызывает факт переговоров о строительстве Калининградской АЭС, заказ на которую, по версии Росатома, исходит от региональных властей (стр. 10 доклада). В этом регионе устойчиво негативное отношение к АЭС, а несколько лет назад местные власти уже официально отказывались от щедрого предложения Росатома разместить там плавучую атомную станцию. Строительство Южно-Уральской АЭС в Челябинской области было заморожено после референдума, на котором подавляющее большинство проголосовало против. Опрос общественного мнения, проведенный летом 2006 года показал, что свыше 60% проживающих в Челябинской области до сих пор против строительства. Что касается АЭС в Северске (Томская область) — уже несколько лет проходят выступления общественности против этой инициативы, а в соответствие с опросами общественного мнения, население относится к новым атомным объектам весьма негативно (свыше 80%). Разместить сразу две АЭС предполагается и на Дальнем Востоке — Приморскую и Дальневосточную — чтобы снабжать электроэнергией Юго-Восточную Азию, а российских граждан — ядерными отходами. Последний раз с таким предложением выступал экс-министр по атомной энергии Е.Адамов,  который в настоящий момент находится под следствием по обвинениям в коррупции и финансовых махинациях. Нынешний глава Росатома Сергей Кириенко не устает повторять при каждом удобном случае, что АЭС не будут строиться там, где население выступает против.

В том же докладе открыто говорится о том, что в «плане обеспечения ядерной и радиационной, антитеррористической и экологической безопасности существует большой объем отложенных проблем, требующий системного и комплексного решения» (стр. 2 доклада). Очевидно, с точки зрения атомщиков и их лоббистов в ГосДуме, это не является препятствием для строительства новых атомных станций. Как и то, что до сих пор не создано полностью безопасной технологии утилизации ядерных отходов, хотя над ней работают уже более полувека. В настоящий момент в России накоплено свыше 18 тысяч тонн отработавшего ядерного топлива, а также несколько десятков миллионов кубометров радиоактивных отходов.

«Атомные станции опасны, непопулярны, экономически невыгодны без огромных бюджетных дотаций и являются уязвимыми к террористическим атакам. Более того, АЭС производят ядерные отходы, для которых до сих пор нет полностью безопасной технологии захоронения. В то время, когда весь мир прилагает огромные усилия к развитию альтернативных источников энергии — Росатом пытается заставить Россию идти старым путем, хорошо изученным на примере Чернобыля», — заявил Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!».

«Более того, предполагается, по сути, приватизировать атомную отрасль — дать возможность юридическим лицам владеть ядерными материалами и объектами. Это может привести к катастрофическим последствиям и усилению политической нестабильности», — добавляет Сливяк.

Помимо данных о переговорах по новым АЭС, в докладе содержатся сведения о грядущей реформе атомной отрасли (стр. 20). Суть реформы заключается в том, чтобы дать возможность юридическим лицам России владеть ядерными материалами, хранилищами радиоактивных отходов и объектами атомной отрасли, а сами объекты сделать акционерными обществами (в первое время со 100% госпакетом, но кто может гарантировать, что он не будет позднее распродан?). Для этого нужно будет попасть в специальный список, утверждаемый президентом РФ. Такая реформа будет иметь далеко идущие последствия — атомные объекты могут попасть в частные руки, в том числе и тех, кто абсолютно некомпетентен в вопросах ядерной безопасности. Более того, атомные объекты могут быть использованы в качестве инструментов влияния их владельцев на региональном и федеральном уровнях. Например, региональные лидеры или олигархи, которые смогут обеспечить попадание связанных с ними юридических лиц в президентский список, получат солидный запас политической прочности, фактически, станут неприкасаемыми. Также, реформа сделает возможной получение кредитов под строительство и эксплуатацию АЭС, а также станет возможной последующая распродажа акций государством — например в случае, когда объемы долгов по кредитам вырастут до астрономических размеров, как это уже происходит в Великобритании. Весь этот план сомнителен не только с политической, но и с экономической точек зрения, особенно если учитывать российскую специфику. Более того, при слабости существующих государственных организаций по экологическому надзору, можно быть уверенным в том, что новым владельцам АЭС будет незачем тратить большие средства на экологические программы.

Оценить статью
(0)