Похоже, что мир мог узнать крупнейшего в своей зафиксированной в официальных источниках истории контрабандиста. На эту почетнейшую роль претендовал руководитель российской «Транснефти» Семен Вайншток. Именно его белорусская власть пыталась через суд привлечь к ответственности за контрабанду нефти, так сказать «в особо крупных размерах». В общем, вы поняли — речь идет о главной
Пока суд над С.Вайнштоком отменили. А тем временем, европейцы страдают. Да и россияне отнюдь не испытывают чувство восторга. Но, странам Европы явно похуже будет. В понедельник Венгрия получила только половину обычного объема нефтяных поставок из России через Белоруссию. Венгрия обычно получает через нефтепровод «Дружба» в среднем 22 тысячи тонн сырой нефти. Однако 8 января поставки составили половину этого объема. Вечером 8 января были полностью прекращены поставки российской нефти в Словакию. Нефть в эту страну поступала исключительно из России через Белоруссию и Украину по южному ответвлению нефтепровода «Дружба». Через Словакию экспортная нефть поступает в Чехию. Там уже принято решение использовать стратегические запасы.
Венгрия также уже прибегла к использованию стратегических зaпacов нефти
Не будем давать политическую оценку происходящему. И даже экономическую оценку давать не будем. Порассуждаем немного о теме стратегических резервов нефтепродуктов, тем более, что она сейчас очень актуальна и для Украины. И, как это ни странно, даже наметились первые серьезные шаги в этом направлении. Нет, вроде бы Украине не грозит
Полагаю, что для понимания глубины проблемы будет крайне важным узнать, как формируются резервы нефтепродуктов в развитых странах. На сегодняшний день единого подхода к организации нефтяных резервов в мире нет — страны и группы стран создают их с различными целями, которые и определяют формы и функции этих резервов. Исключением здесь являются так называемые мобилизационные резервы — неприкосновенные запасы нефтепродуктов для нужд армии.
Большинство стран, имеющих иные (помимо мобилизационных) резервы, являются
В мировой практике можно выделить три подхода к стратегическому резервированию нефти и (или) нефтепродуктов: резервирование может осуществляться непосредственно государством, специально созданными
Резервы специальных организаций схожи с государственными в том, что они хранятся отдельно от коммерческих запасов, подпадают под те же законодательные процедуры и учет. В принципе они также находятся под государственным контролем, но от государственных такие резервы отличаются тем, что ими управляют специальные агентства, которые создаются предприятиями с участием или без участия государства.
Такая форма выгодна обеим сторонам: компании освобождаются от непосредственного исполнения обязательств по резервированию и связанных с этим организационных хлопот, а у государства есть уверенность, что оно имеет достоверные данные о резервах и может ими воспользоваться, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность компаний. Такие резервы есть в Германии, Дании, Франции, Нидерландах, некоторых других странах.
Государство может также обязать компании нефтяного и нефтеперерабатывающего сектора содержать запасы в соответствии со специальным законодательством об обязательном резервировании. Для государственного бюджета это самый дешевый способ, однако, его недостатки очевидны: ограниченная возможность контролировать выполнение требований, риск недостоверности информации о запасах, вмешательство в хозяйственную деятельность компаний, на баланс которых эти обязательства ложатся дополнительным грузом.
Тем не менее, это достаточно распространенный способ создания резервов. Из стран с наиболее развитой экономикой только
Принципиальным вопросом при создании резервов является также, что именно резервировать — нефть или нефтепродукты. Выбор здесь зависит от многих экономических и геополитических факторов. Обобщенно можно сказать, что преимущества сырой нефти как стратегического резерва заключаются в меньших расходах на хранение и большей гибкости в управлении ситуацией — с точки зрения возможности переработки в нужный продукт. Хранение исключительно или в основном сырой нефти целесообразно, например, в США, где хорошо развита транспортная система, имеются большое количество НПЗ и
Для другой страны более предпочтительной может оказаться система распределенных по всей территории складов готовых нефтепродуктов, которые могут быть немедленно доставлены потребителю. Например, Франция и Германия начали создавать резервы нефтепродуктов еще в начале прошлого века. Но хранилища для нефтепродуктов более дороги и в строительстве, и в содержании. Кроме того, требуется постоянная ротация самих запасов. Поэтому в последнее время имеет место тенденция к увеличению доли сырой нефти в стратегических резервах стран.
Вернемся к украинским реалиям. В начале этого года в Украине планируется создать
Эта компания сможет выделить две трети необходимых для создания топливного резерва средств, на оставшуюся часть предоставят кредиты банки. Всего на создание
В общем, приятно, что хоть
Безусловно, вопросов можно задать еще очень много. Но, хорошо то, что хоть
Федор Петренко