Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Похоже, что мир мог узнать крупнейшего в своей зафиксированной в официальных источниках истории контрабандиста. На эту почетнейшую роль претендовал руководитель российской  «Транснефти» Семен Вайншток. Именно его белорусская власть пыталась через суд привлечь к ответственности за контрабанду нефти, так сказать «в особо крупных размерах». В общем, вы поняли — речь идет о главной европейско-энергетической новости в наступившем году. Конфликт, напомним, разгорелся, когда Россия установила для Белоруссии цену в 120 долларов за 1 тонну нефти. Минск ответил повышением с 1 января пошлины в размере 45 долларов за 1 тонну на транспортировку российской нефти по территории республики. 
Пока суд над С.Вайнштоком отменили. А тем временем, европейцы страдают. Да и россияне отнюдь не испытывают чувство восторга. Но, странам Европы явно похуже будет. В понедельник Венгрия получила только половину обычного объема нефтяных поставок из России через Белоруссию. Венгрия обычно получает через нефтепровод «Дружба» в среднем 22 тысячи тонн сырой нефти. Однако 8 января поставки составили половину этого объема. Вечером 8 января были полностью прекращены поставки российской нефти в Словакию. Нефть в эту страну поступала исключительно из России через Белоруссию и Украину по южному ответвлению нефтепровода «Дружба». Через Словакию экспортная нефть поступает в Чехию. Там уже принято решение использовать стратегические запасы.
Венгрия также уже прибегла к использованию стратегических зaпacов нефти из-зa прекращения ее поставок из России через территорию Белоруссии по нефтепроводу «Дружба» — министр экономики Венгрии Я.Кока принял решение об использовании до 15 тысяч тонн сырой нефти в сутки из стратегических запасов страны в течение следующей недели в связи с прекращением поставок.
Не будем давать политическую оценку происходящему. И даже экономическую оценку давать не будем. Порассуждаем немного о теме стратегических резервов нефтепродуктов, тем более, что она сейчас очень актуальна и для Украины. И, как это ни странно, даже наметились первые серьезные шаги в этом направлении. Нет, вроде бы Украине не грозит российско-белорусско-европейская ситуация. Но тяжелые воспоминания о бензиновых кризисах, последний из которых украинцам обеспечили «умелые» действия тандема Тимошенко-Терехин, еще очень даже свежи в памяти народной.
Полагаю, что для понимания глубины проблемы будет крайне важным узнать, как формируются резервы нефтепродуктов в развитых странах. На сегодняшний день единого подхода к организации нефтяных резервов в мире нет — страны и группы стран создают их с различными целями, которые и определяют формы и функции этих резервов. Исключением здесь являются так называемые мобилизационные резервы — неприкосновенные запасы нефтепродуктов для нужд армии.
Большинство стран, имеющих иные (помимо мобилизационных) резервы, являются нетто-импортерами нефти (Украина, естественно тоже относится к таковым), и такие резервы можно определить как стратегические импортозамещающие резервы добытой нефти. При этом не всякие резервы можно отнести к стратегическим, создающимся как постоянно действующая система защиты от нефтяной зависимости. Ряд мероприятий являются тактическим резервированием: например, в связи с высокой вероятностью продолжения в обозримом будущем военной операции США против Ирака Саудовская Аравия, Кувейт и другие страны этого богатого нефтью региона недавно заявили о необходимости создания резервов топлива, причем на территории других стран или на специально арендованных танкерах, дислоцированных вблизи потенциальных потребителей.
В мировой практике можно выделить три подхода к стратегическому резервированию нефти и (или) нефтепродуктов: резервирование может осуществляться непосредственно государством, специально созданными организациями-агентствами и наложением обязательств по резервированию на нефтяные компании. Разумеется, используются и комбинированные подходы.
Резервы специальных организаций схожи с государственными в том, что они хранятся отдельно от коммерческих запасов, подпадают под те же законодательные процедуры и учет. В принципе они также находятся под государственным контролем, но от государственных такие резервы отличаются тем, что ими управляют специальные агентства, которые создаются предприятиями с участием или без участия государства.
Такая форма выгодна обеим сторонам: компании освобождаются от непосредственного исполнения обязательств по резервированию и связанных с этим организационных хлопот, а у государства есть уверенность, что оно имеет достоверные данные о резервах и может ими воспользоваться, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность компаний. Такие резервы есть в Германии, Дании, Франции, Нидерландах, некоторых других странах.
Государство может также обязать компании нефтяного и нефтеперерабатывающего сектора содержать запасы в соответствии со специальным законодательством об обязательном резервировании. Для государственного бюджета это самый дешевый способ, однако, его недостатки очевидны: ограниченная возможность контролировать выполнение требований, риск недостоверности информации о запасах, вмешательство в хозяйственную деятельность компаний, на баланс которых эти обязательства ложатся дополнительным грузом.
Тем не менее, это достаточно распространенный способ создания резервов. Из стран с наиболее развитой экономикой только страны-экспортеры нефти (Канада и Норвегия), а также США, Австралия и Новая Зеландия не имеют законодательства об обязательном резервировании компаниями.
Принципиальным вопросом при создании резервов является также, что именно резервировать — нефть или нефтепродукты. Выбор здесь зависит от многих экономических и геополитических факторов. Обобщенно можно сказать, что преимущества сырой нефти как стратегического резерва заключаются в меньших расходах на хранение и большей гибкости в управлении ситуацией — с точки зрения возможности переработки в нужный продукт. Хранение исключительно или в основном сырой нефти целесообразно, например, в США, где хорошо развита транспортная система, имеются большое количество НПЗ и природно-технологические возможности для сохранения нефти без потери ее качества.
Для другой страны более предпочтительной может оказаться система распределенных по всей территории складов готовых нефтепродуктов, которые могут быть немедленно доставлены потребителю. Например, Франция и Германия начали создавать резервы нефтепродуктов еще в начале прошлого века. Но хранилища для нефтепродуктов более дороги и в строительстве, и в содержании. Кроме того, требуется постоянная ротация самих запасов. Поэтому в последнее время имеет место тенденция к увеличению доли сырой нефти в стратегических резервах стран.
Вернемся к украинским реалиям. В начале этого года в Украине планируется создать 5–10-дневный стабилизационный запас нефтепродуктов. Будет саккумулировано 200 тысяч тонн светлых нефтепродуктов для того, чтобы иметь возможность нивелировать ценовые колебания. Структура стабилизационного запаса нефтепродуктов предполагает, что 50% в нем составит бензин Аи-76/80, а еще 50% — дизтопливо. Данный резерв планируется создать на базе оператора украинских нефтепроводов — компании «Укртранснафта». При этом для хранения топлива будут задействованы мощности госпредприятия «Укртранснафтопродукт», которое Минтопэнерго намерено передать «Укртранснафте».
Эта компания сможет выделить две трети необходимых для создания топливного резерва средств, на оставшуюся часть предоставят кредиты банки. Всего на создание 200-тысячного запаса понадобится около 150 миллионов долларов. Помимо этого, до 2017 года Украина намерена создать минимальный запас нефти и нефтепродуктов, рассчитанный на 90 дней. Для этого будет создано государственное агентство по управлению запасами нефти и нефтепродуктов. Минтопэнерго уже начало разработку нормативной базы этого госагентства. При создании стратегического запаса будут привлечены все компании-участники украинского рынка нефтепродуктов, а также учтен опыт его формирования в европейских странах, в частности, Германии и Венгрии.
В общем, приятно, что хоть какой-то из огромного количества важнейших для экономики страны вопросов начал решаться, причем не только в текущем плане, но и с взглядом на перспективу. Хотя, и тут не обошлось без логичных вопросов. Например, почему половина стабилизационного запаса формируется из бензина «неходового» Аи-76/80? Или такой вопрос — где гарантии того, что зарезервированные средства не будут банально разворованы? Или вопрос попроще, но тоже интересный — техническое состояние мощностей «Укртранснафты» и «Укртранснафтопродукта» позволяют хранить отложенное про запас топливо?
Безусловно, вопросов можно задать еще очень много. Но, хорошо то, что хоть что-то намечено сделать в этом направлении. Ибо критиковать легко, но дорогу осилит только идущий. 

Федор Петренко

Оценить статью
(0)