Косовский прецедент может отрезать оба пути

Косовский прецедент может отрезать оба пути

Косовский прецедент может отрезать оба пути

Незадолго до проведенных 21 января парламентских выборов в Сербии, президент России Владимир Путин решил ободрить национальные силы Сербии в связи с косовским вопросом. В ходе телефонного разговора Путин уверил Воислава Коштуницу, что тот проект статуса Косово, который неприемлем для официального Белграда, не пройдет на Совете Безопасности ООН, т.е., президент России косвенно намекнул, что в этом случае Россия может воспользоваться правом вето. Определение статуса Косово должно основываться на принципе территориальной целостности Сербии, - заявил Путин.
Такое же по содержанию заявление сделал и министр иностранных дел России Сергей Лавров – статус Косово должен быть в равной степени приемлем как для Белграда, так и для албанского населения Косово.
Этими заявлениями Путин бросил вызов не только гостившей в Сочи канцлеру Германии Ангеле Меркель, но и всему Евросоюзу. На итоговой пресс-конференции, проведенной вместе с Меркель, он еще раз повторил, что поддержит такой статус Косово, который будет одинаково приемлем для Белграда и Приштины. Немецкие комментаторы назвали это заявление явным сигналом того, что Москва старается сорвать планы Евросоюза в связи с Косово. Заняв такую позицию, Кремль бросает вызов и администрации Белого дома, которая ищет быстрые пути для придания Косово статуса независимости, но наряду с механизмами, которые могут обеспечить строительство демократических институтов, защиту прав сербского населения, а также продления на этой территории военного присутствия НАТО и Америки.
В Сочи Меркель проблемы Косово прямо не касалась, но подчеркнула, что стабильность в Боснии была достигнута под непосредственным наблюдением Запада, и высказала надежду, что такая же стабильность будет достигнута и в Косово. А в этом процессе решающим будет тот проект по статусу Косово, который скоро представит на рассмотрение специальный представитель ООН, финский дипломат Мартти Ахтисаари.
Ахтисаари должен представить проект по статусу Косово через несколько недель. Проект, разработанный в тесном сотрудничестве с Евросоюзом и Соединенными Штатами Америки, подразумевает независимость Косово, которая осуществится в условиях интенсивного наблюдения и мониторинга Евросоюза. В противовес этому плану, Белград согласен только на широкую автономию для Косово, чему, со своей стороны, противится 90 % албанского населения Косово.
На этом этапе Москва поддерживает Белград, чтобы максимально затянуть процесс урегулирования косовской проблемы. Однако никто не может сказать, что это окончательное решение Москвы. У нее еще осталось пространство для маневрирования. После определенного интервала, Россия может в любое время изменить свою позицию и встретить независимость Косово молча, например, воздержавшись от участия в голосовании в Совете Безопасности. Сделать это она может в том случае, если получит от Запада что-нибудь взамен, или для того, чтобы подогнать модель Косово под существующие в постсоветском пространстве конфликты.
Пока Россия грозит заблокировать проект Ахтисаари, Евросоюз демонстрирует максимальное доверие к своему представителю. От имени 27 государств-членов Евросоюза министр иностранных дел Германии заявил, что Ахтисаари обладает полным доверием и поддержкой Евросоюза. Евросоюз уже готовится поддержать верховенство закона и строительство полицейских структур к тому времени, когда решение в связи с Косово будет принято.
Москва настоятельно требует, чтобы любое решение косовской проблемы, будь то широкая автономия в границах Сербии или признанная на международном уровне независимость, стало моделью и для существующих на постсоветском пространстве конфликтов. Т.е., Москва подразумевает, что придание Косово независимости даст ей возможность «признать» сепаратистские регионы Грузии, Молдовы и Азербайджана. В противоположность этому, Соединенные Штаты Америки и Евросоюз подчеркивают огромное число различий, между Косово и существующими на постсоветском пространстве конфликтами.
Если косовский прецедент будет рассмотрен Россией как модель для этих конфликтов, Грузия, Азербайджан и Молдова смогут обратиться к Западу, чтоб российских «миротворцев» заменили интернациональными силами. ОБСЕ, ООН и Совет Европы должны установить наблюдение за внедрением демократических стандартов и проведением реформ в судебной системе в конфликтных регионах, поскольку эти мероприятия включают в себя реальное распространение косовской модели или прецедента на Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Карабах.

Владимир Сокорь

Оценить статью
(0)