На прошлой неделе в Тбилиси произошел геополитический переворот. Именно так считают не только президент Грузии Михаил Саакашвили, известный своими неординарными высказываниями, но и главы Турции и Азербайджана, привыкшие взвешивать каждое произнесенное ими слово. Более того, турецкий
Почти 14 лет понадобилось для принятия этого решения. Впервые речь о грандиозном проекте зашла в 1993 году в Анкаре, около двух лет назад в Баку подписали трехстороннюю декларацию, и теперь в Тбилиси сделан завершающий шаг.
За 3 года должна появиться
Какую же пользу и кому принесет этот проект? Еще до того, как он завершится, в Турции построят железнодорожный тоннель под проливом Босфор, который свяжет европейскую и азиатскую части страны. Так что новая ветка позволит создать между двумя континентами прямой коридор и объединить сети их железных дорог.
Излишне говорить, как выиграет от этого Турция, но еще больше магистраль выгодна Азербайджану. После ее пуска можно будет через все ту же Турцию протянуть путь до Нахичеванской автономии и в конце концов наладить с ней наземное сообщение. Которое давно уже прервано
А что же Грузия, президент которой заявил, что от проекта «выиграют все его участники»? По мнению опытных экспертов, именно ей магистраль выгодна менее всего, потому что лишит доходов порты Батуми и Поти, через которые перевозятся азербайджанские и турецкие грузы. Да и госминистр по экономическим реформам Каха Бендукидзе заявил, что «не видел хороших экономических расчетов, которые указывают на пользу данного проекта». Вот и считают многие, что пойти в партнеры к богатеньким соседям Грузию вынудило подорожание российского газа. Помощь из Азербайджана не покрывает нужд страны. А новое азербайджанское месторождение
Как бы то ни было, соглашения о новой железнодорожной линии были подписаны в Тбилиси в торжественной обстановке — на уровне правительств и министров. А присутствовавшие на церемонии премьер Реджеп Эрдоган и президенты Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили поставили свои подписи под более пафосным документом — «Тбилисской декларацией о едином видении регионального сотрудничества». Это уже не просто оценка того, что может дать одна конкретная магистраль, а целая концепция развития всего Южного Кавказа. «Событие исторических масштабов», «послание всему миру» — так лидеры трех стран оценили происшедшее. Они напоминают, что это — третий совместный проект после уже построенных нефтепровода
Сдружившиеся лидеры трех стран не ограничились официальной дипломатической церемонией. Все вместе они побывали на открытии нового Тбилисского международного аэропорта — турки его построили и получили в управление на 20 лет. Саакашвили тожественно объявил, что «Алиев навсегда останется в истории как первый пассажир этого аэропорта, так как первым отправляется через его терминал». Но на этом подчеркнутая благодарность за поставки азербайджанского газа в Грузию не закончилась. Часть набережной Куры в Тбилиси, которой Саакашвили недавно присвоил имя Звиада Гамсахурдиа, срочно переименовали в честь покойного Гейдара Алиева, и его сын Ильхам присутствовал на открытии мемориальной стелы. Правда, по данным газеты «Алиа», президент Азербайджана рассчитывал на большее — он прислал в Тбилиси эскизы установленного в Баку памятника своему отцу, но грузинские власти отказались возводить монумент. Однако ссориться с Ильхамом Гейдаровичем нельзя, и пришлось переименовывать набережную. Это разъярило оппозицию. «Кроме того, что Гамсахурдиа имеет больше заслуг перед Грузией, чем Алиев, не надо забывать, что тот — генерал КГБ и функционер КПСС, — заявляет она. — Неужели наступают времена, когда наши улицы называют именами таких людей? Если набережную переименовали
Но все это — детали, не влияющие на важное межгосударственное соглашение. Многих в Грузии волнует другое: новую магистраль не одобрили в Вашингтоне. Проект встретил серьезное сопротивление в Конгрессе США, и администрация запретила американским компаниям участвовать в его финансировании. Аналитики объясняют это двумя причинами. Первая: мощное армянское лобби в США недовольно тем, что новая дорога пойдет в обход Армении. Вторая: американцы не заинтересованы в усилении позиций Европы на Южном Кавказе и в Азии, а магистраль, соединяющая континенты, будет способствовать именно этому.
И все равно, несмотря на мнение главного покровителя Грузии, прокладку рельсов на ее территории могут начать уже в мае. Трубы с газом и нефтью тянутся
Владимир Головин