Поезд <nobr>

Поезд <nobr>

На прошлой неделе в Тбилиси произошел геополитический переворот. Именно так считают не только президент Грузии Михаил Саакашвили, известный своими неординарными высказываниями, но и главы Турции и Азербайджана, привыкшие взвешивать каждое произнесенное ими слово. Более того, турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган поддержал Саакашвили в том, что положено начало «железному» Великому шелковому пути. Была в древности такая караванная дорога, соединявшая Переднюю Азию с Китаем. Теперь, в XXI веке, повторить ее сможет железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс (БТК), соглашение о строительстве которой торжественно подписано в столице Грузии.
Почти 14 лет понадобилось для принятия этого решения. Впервые речь о грандиозном проекте зашла в 1993 году в Анкаре, около двух лет назад в Баку подписали трехстороннюю декларацию, и теперь в Тбилиси сделан завершающий шаг.
За 3 года должна появиться 105-километровая линия: новые колеи будут проложены в Турции и в Грузии, в которой еще и реконструируют захиревший участок до границы с Азербайджаном. Турецкий Карс соединится с грузинским Ахалкалаки, и оттуда откроются пути во все закавказские столицы. Магистраль, по которой можно будет перевозить до 40 миллионов тонн грузов в год, обойдется в $420 миллионов, и Турция взяла на себя больше половины этих расходов. Грузия же, как известно, страна небогатая, однако стремится быть достойным партнером в столь важном деле. Поэтому она заявила, что готова выделить $200 миллионов, но их предоставит ей в кредит Азербайджан.
Какую же пользу и кому принесет этот проект? Еще до того, как он завершится, в Турции построят железнодорожный тоннель под проливом Босфор, который свяжет европейскую и азиатскую части страны. Так что новая ветка позволит создать между двумя континентами прямой коридор и объединить сети их железных дорог.
Излишне говорить, как выиграет от этого Турция, но еще больше магистраль выгодна Азербайджану. После ее пуска можно будет через все ту же Турцию протянуть путь до Нахичеванской автономии и в конце концов наладить с ней наземное сообщение. Которое давно уже прервано из-за того, что Нахичевань окружена территорией Армении. А Грузию в Баку считают мостом для интеграции в Европу: рельсы объединят порты Черноморского и Каспийского бассейнов, а в этом заинтересованы многие государства — от России до Скандинавии. Словом, эта железная дорога настолько важна, что даже Армения заявила о готовности открыть свою границу с извечным врагом Турцией и присоединиться к проекту. Но это не устраивает Баку. И не только из-за карабахского конфликта, а потому что можно попасть в транспортную зависимость от Еревана. Так что, хотя проект и называется региональным, он пойдет в обход Армении и может способствовать изоляции этой страны. Не случайно в Ереване говорят о «чисто политическом проекте, не имеющем никакого экономического обоснования и направленном на усиление блокады Армении». Впрочем, Ильхам Алиев сам подтвердил это несколько месяцев назад в интервью катарскому телеканалу "Аль-Джазира": «Мы сделали Армению энергетическим тупиком, построив наш трубопровод в обход ее, а теперь сделаем и транспортным тупиком, построив железную дорогу».
А что же Грузия, президент которой заявил, что от проекта «выиграют все его участники»? По мнению опытных экспертов, именно ей магистраль выгодна менее всего, потому что лишит доходов порты Батуми и Поти, через которые перевозятся азербайджанские и турецкие грузы. Да и госминистр по экономическим реформам Каха Бендукидзе заявил, что «не видел хороших экономических расчетов, которые указывают на пользу данного проекта». Вот и считают многие, что пойти в партнеры к богатеньким соседям Грузию вынудило подорожание российского газа. Помощь из Азербайджана не покрывает нужд страны. А новое азербайджанское месторождение Шах-Дениз потенциальные потребители поделили между собой задолго до того, как оно вступило в строй. Так что, Грузии пришлось договариваться с Турцией, чтобы та уступила ей часть своей доли, и платить за это участием в не слишком выгодном для себя проекте. Ведь он может еще и обострить напряженность в Джавахети — регионе Грузии, через который пройдет магистраль. Там живут в основном армяне, очень недовольные выводом дававших им заработок российских баз. Казалось бы, дорога, которая экономически оживит край, должна их устраивать. Но джавахетцы находятся под сильным влиянием пропаганды из Еревана, которая убеждает их, что БТК вредит национальным интересам Армении. К тому же они выступают против любых отношений с Турцией.
Как бы то ни было, соглашения о новой железнодорожной линии были подписаны в Тбилиси в торжественной обстановке — на уровне правительств и министров. А присутствовавшие на церемонии премьер Реджеп Эрдоган и президенты Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили поставили свои подписи под более пафосным документом — «Тбилисской декларацией о едином видении регионального сотрудничества». Это уже не просто оценка того, что может дать одна конкретная магистраль, а целая концепция развития всего Южного Кавказа. «Событие исторических масштабов», «послание всему миру» — так лидеры трех стран оценили происшедшее. Они напоминают, что это — третий совместный проект после уже построенных нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, и считают, что их страны отныне могут влиять на многие геополитические процессы. Это подтверждают их высказывания. Эрдоган: "Мы подали всему миру пример развития регионального сотрудничества… Последующие поколения будут довольны нашим решением, так как мы предлагаем им лучшее будущее… Разные страны и люди разных культур будут объединены…" Саакашвили: «Закладывается основа для строительства будущего… У нас сложное прошлое… У нас очень интересное нынешнее время. Но у нас впереди очень большое и ясное будущее… Мы, конечно, хотим равноправных, близких, дружеских и добрососедских отношений с Арменией. И мы хотим развития, так как нет другой альтернативы для стран Южного Кавказа».
Сдружившиеся лидеры трех стран не ограничились официальной дипломатической церемонией. Все вместе они побывали на открытии нового Тбилисского международного аэропорта — турки его построили и получили в управление на 20 лет. Саакашвили тожественно объявил, что «Алиев навсегда останется в истории как первый пассажир этого аэропорта, так как первым отправляется через его терминал». Но на этом подчеркнутая благодарность за поставки азербайджанского газа в Грузию не закончилась. Часть набережной Куры в Тбилиси, которой Саакашвили недавно присвоил имя Звиада Гамсахурдиа, срочно переименовали в честь покойного Гейдара Алиева, и его сын Ильхам присутствовал на открытии мемориальной стелы. Правда, по данным газеты «Алиа», президент Азербайджана рассчитывал на большее — он прислал в Тбилиси эскизы установленного в Баку памятника своему отцу, но грузинские власти отказались возводить монумент. Однако ссориться с Ильхамом Гейдаровичем нельзя, и пришлось переименовывать набережную. Это разъярило оппозицию. «Кроме того, что Гамсахурдиа имеет больше заслуг перед Грузией, чем Алиев, не надо забывать, что тот — генерал КГБ и функционер КПСС, — заявляет она. — Неужели наступают времена, когда наши улицы называют именами таких людей? Если набережную переименовали из-за того, что Азербайджан дает нам газ, то проспекту Руставели надо дать имя Назарбаева, так как гостиницу там строят казахи, а аэропорту — имя Ататюрка». Ложка дегтя попала и в другую дружескую бочку меда — товарищеский матч футбольных сборных Грузии и Турции, на котором присутствовал Эрдоган, «украсился» дракой игроков, которая чудом не переросла в побоище.
Но все это — детали, не влияющие на важное межгосударственное соглашение. Многих в Грузии волнует другое: новую магистраль не одобрили в Вашингтоне. Проект встретил серьезное сопротивление в Конгрессе США, и администрация запретила американским компаниям участвовать в его финансировании. Аналитики объясняют это двумя причинами. Первая: мощное армянское лобби в США недовольно тем, что новая дорога пойдет в обход Армении. Вторая: американцы не заинтересованы в усилении позиций Европы на Южном Кавказе и в Азии, а магистраль, соединяющая континенты, будет способствовать именно этому.
И все равно, несмотря на мнение главного покровителя Грузии, прокладку рельсов на ее территории могут начать уже в мае. Трубы с газом и нефтью тянутся все-таки не из Америки, так что Тбилиси приходится соглашаться на все условия Баку и Анкары, стыдливо не глядя в сторону Еревана. Да и «участие в геополитическом перевороте» звучит так красиво и престижно!

Владимир Головин

Оценить статью
(0)