Намерение США разместить элементы системы противоракетной обороны в Польше и Чехии активно обсуждаются в средствах массовой информации. 28 марта президент Буш и президент Путин обсудили по телефону ряд международных и двусторонних проблем, включая и размещения элементов американской системы ПРО в Польше и Чехии.
В Вашингтоне состоялся брифинг для иностранных журналистов на тему «Противоракетная оборона и Европа». На вопросы отвечали помощник госсекретаря США Дэниел Фрид и глава агентства США по противоракетной обороне генерал Генри Оберинг.
В начале своего выступления Фрид отметил, что идея о том, будто противоракетная оборона — это часть начинающейся гонки вооружений между Россией и США (как следует из комментариев некоторых европейцев), не имеет никакого отношения к действительности. Дебаты по этому вопросу как раз должны исходить из реальности: трансатлантическое сообщество и Россия сталкиваются в современном мире с одними и теми же угрозами.
«Я бы также хотел добавить, что мы полностью готовы к консультациям с нашими российскими друзьями по проблеме противоракетной обороны для того, чтобы снять их озабоченность. Мы, конечно, уже имели многочисленные беседы с ними по этому вопросу, но если надо продолжить разъяснения, мы рады будем их представить. Если Россия к этому готова, то и мы, безусловно, заинтересованы в сотрудничестве с ней», — отметил Дэниел Фрид.
Генерал Генри Оберинг подчеркнул в своем выступлении, что размещаемые в Европе противоракетные элементы — это оборонительное оружие, а не наступательное. Размещение ПРО имеет важное стабилизирующее и стратегическое значение, сказал он, заметив, что размещаемые системы направлены против потенциальной угрозы со стороны Северной Кореи и Ирана.
«Что касается ракет, — продолжил генерал Оберинг, — вы не можете создать оборону за одну ночь — в отличие от общественного мнения, которое меняется очень быстро. Создание системы обороны занимает время, поэтому то, что обществу кажется верным сегодня, завтра может совсем не быть таковым. Ответственные лидеры должны уже сегодня предвидеть политический вектор и действовать прямо сейчас, вместо того чтобы задним числом реагировать на уже случившееся».
Дэниел Фрид отметил, что ракетная оборона способна оказывать стабилизирующее влияние в стратегическом контексте. «То что, на мой взгляд, могло бы серьезно дестабилизировать ситуацию, — продолжил помощник госсекретаря, — это если бы лет через пятнадцать у Ирана оказался десяток баллистических ракет, способных поражать цели в Европе, а также ядерные боеголовки для этих ракет. Только представьте себе ситуацию, при которой Европа оказалась бы полностью беззащитной перед этим оружием».
Во время брифинга также были затронуты вопросы взаимоотношений между Россией и НАТО, и, кроме того, возможное вступление Грузии и Украины в эту организацию.
Фрид подчеркнул, что сама идея, будто НАТО угрожает России, ошибочна. Насчет Грузии и Украины США пока не приняли решения, следует ли предлагать им членство в НАТО. В частности, Украина сама еще не определилась, хочет ли она этого.
«Одно дело — декларация намерений правительства (кстати, в самом украинском правительстве нет единства в этом вопросе, но и украинское общество расколото), — отметил Фрид, — поэтому в первую очередь необходим национальный консенсус внутри самой Украины. В Грузии же такой консенсус существует, они желают быть членами НАТО. Мы приветствуем прогресс в проводимых ими реформах — мирном укреплении демократических институтов, конструктивном разрешении некоторых региональных конфликтов. Но не будем спешить. Решение принимать пока рано, однако мы приветствуем поступательное движение Грузии».
В заключении Дэниел Фрид подчеркнул, что сколько бы раз ни выдвигали обвинения в адрес НАТО, будто атлантический блок является агрессивной и направленной против России организацией, это неправда. НАТО — это организация, которая распространяет безопасность и стабильность, которая действует в интересах афганского народа, в интересах стабильности в Косово. Это организация, с которой, как надеются США, Россия научится сотрудничать в будущем еще теснее.
Наджия Бадыкова