Казахстан намеревается присоединиться к проекту строительства Трансбалканского нефтепровода. Для страны это не только альтернативный и относительно дешевый маршрут, но и возможность повлиять на Москву в решении вопроса о расширении нефтепровода КТК. Противоречия, связанные с КТК, всерьез отражаются на казахстанских производителях нефти, заставляют их искать новые, менее удобные и более дорогие маршруты, что влияет на развитие нефтегазового сектора страны в целом.
Проблема Каспийского трубопроводного консорциума (нефтепровод Тенгиз — Новороссийск) — одна из наиболее острых для казахстанской «нефтянки». Крупнейший производитель нефти «Тенгизшевройл» уже разработал альтернативный маршрут транспортировки по железной дороге. Да и все остальные нефтедобытчики чувствуют себя неуверенно
Как сообщил «НП»
Однако в прошлом году были серьезные дискуссии и по другому спорному вопросу. Российская национальная компания «Транснефть» предложила КТК участвовать в финансировании проекта Бургас — Александруполис, также известного как Трансбалканский нефтепровод. Причем прозвучало это почти ультиматумом: инвестируйте в балканский проект, а мы обеспечим вам расширение КТК. На что тогдашний руководитель КТК Йен Макдональд ответил возмущенным несогласием. Мол, проект, конечно, интересный. И даже связь между этими двумя трубами существует. Но ставить участие акционеров КТК в балканском проекте условием расширения — это неправильно. Ведь строительство нового трубопровода может занять несколько лет, а увеличения мощности КТК нефтекомпании ждали еще вчера.
Но время идет, дела КТК все так же плохи. А по Трансбалканскому нефтепроводу наметился прогресс. Переговоры, которые длились 14 лет,
На днях министр энергетики Бактыкожа Измухамбетов заявил, что Казахстан не прочь приобрести долю в трансбалканском проекте. Ранее о своей заинтересованности говорили представители «КазМунайГаза» и компании Chevron. Но казахстанский министр не преминул добавить, что в связи с началом работ по Бургас — Александруполис необходимо ускорить решения вопроса о КТК.
По словам Бактыкожи Измухамбетова, расширение мощности КТК не должно опередить завершение строительства Бургас — Александруполис, чтобы новые объемы нефти из Казахстана и России, которые будут поступать по этой трубе, не перегружали черноморские проливы. Нефтепроводы должны развиваться параллельно, потому что именно нефтью, поступающей по КТК, и будет наполняться будущий балканский нефтепровод.
Амина Джалилова