В обход проливов и противоречий

В обход проливов и противоречий

В обход проливов и противоречий

Казахстан намеревается присоединиться к проекту строительства Трансбалканского нефтепровода. Для страны это не только альтернативный и относительно дешевый маршрут, но и возможность повлиять на Москву в решении вопроса о расширении нефтепровода КТК. Противоречия, связанные с КТК, всерьез отражаются на казахстанских производителях нефти, заставляют их искать новые, менее удобные и более дорогие маршруты, что влияет на развитие нефтегазового сектора страны в целом.

Проблема Каспийского трубопроводного консорциума (нефтепровод Тенгиз — Новороссийск) — одна из наиболее острых для казахстанской «нефтянки». Крупнейший производитель нефти «Тенгизшевройл» уже разработал альтернативный маршрут транспортировки по железной дороге. Да и все остальные нефтедобытчики чувствуют себя неуверенно из-за того, что не знают, когда будет расширение системы и будет ли оно вообще. Нынешней мощности уже не хватает.
Как сообщил «НП» вице-министр энергетики Ляззат Киинов, основная проблема на данном этапе — вопрос управления КТК. Россия стремится усилить свое положение в консорциуме, в том числе для того, чтобы предотвратить финансовые потери в будущем (на данный момент Россия терпит убытки от деятельности консорциума). По поводу остальных вопросов, в том числе финансовых, стороны уже вроде бы достигли понимания. Намерениям Кремля усилить контроль над КТК противится один из крупных акционеров, по всей видимости, американская Chevron.
Однако в прошлом году были серьезные дискуссии и по другому спорному вопросу. Российская национальная компания «Транснефть» предложила КТК участвовать в финансировании проекта Бургас — Александруполис, также известного как Трансбалканский нефтепровод. Причем прозвучало это почти ультиматумом: инвестируйте в балканский проект, а мы обеспечим вам расширение КТК. На что тогдашний руководитель КТК Йен Макдональд ответил возмущенным несогласием. Мол, проект, конечно, интересный. И даже связь между этими двумя трубами существует. Но ставить участие акционеров КТК в балканском проекте условием расширения — это неправильно. Ведь строительство нового трубопровода может занять несколько лет, а увеличения мощности КТК нефтекомпании ждали еще вчера.
Но время идет, дела КТК все так же плохи. А по Трансбалканскому нефтепроводу наметился прогресс. Переговоры, которые длились 14 лет, вот-вот приведут к подписанию соглашения между Болгарией, Грецией и Россией. Достигнута договоренность о распределении долей, что было одним из ключевых вопросов. Москва получила 51 процент в проекте и уже распределила эту долю между тремя крупными российскими компаниями. Греции и Болгарии досталось по 24,5 процента, и они готовы уступить часть своих долей сторонним инвесторам, особенно из числа поставщиков нефти.
На днях министр энергетики Бактыкожа Измухамбетов заявил, что Казахстан не прочь приобрести долю в трансбалканском проекте. Ранее о своей заинтересованности говорили представители «КазМунайГаза» и компании Chevron. Но казахстанский министр не преминул добавить, что в связи с началом работ по Бургас — Александруполис необходимо ускорить решения вопроса о КТК.
По словам Бактыкожи Измухамбетова, расширение мощности КТК не должно опередить завершение строительства Бургас — Александруполис, чтобы новые объемы нефти из Казахстана и России, которые будут поступать по этой трубе, не перегружали черноморские проливы. Нефтепроводы должны развиваться параллельно, потому что именно нефтью, поступающей по КТК, и будет наполняться будущий балканский нефтепровод.

Амина Джалилова

Оценить статью
(0)