Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие области научного знания россиянам наиболее интересны; какие научные открытия, технические достижения изменили мир в ХХ веке в лучшую сторону, а какие в худшую, по оценкам опрошенных; достаточно ли внимания проблемам науки и техники уделяют СМИ.
Указывают, что обычно их интересуют новые достижения в науке и технике, большинство россиян – 68% (от 39% в группе с образованием ниже среднего до 70% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием).
Как правило, наиболее интересны опрошенным такие области научного знания, как медицина (её отмечают 44% респондентов), технические достижения (34%), астрономия и изучение космоса (18%), психология (18%), Интернет-технологии (15%), экономические науки (13%), биология и биотехнологии (12%). К медицине больше интереса проявляют респонденты старшего возраста (для сравнения: 33% молодёжи 18–24 лет и 49% опрошенных «45+»), к Интернет-технологиям – молодёжь (34% и 3%).
Среди научных достижений, изменивших мир в ХХ веке в лучшую сторону, респонденты называют в первую очередь Интернет (24%, хотя 3% говорят о его негативном влиянии), освоение космоса (+20%), достижения в медицине (+16%), телефонную, мобильную связь (+14%, –1%), телевидение (+7%, –1%). Скорее негативные изменения общественное мнение связывает с открытиями в области атомной энергии (+4%, –23%) и в военной промышленности (+2%, –6%). Спорной представляется роль автомобилей (+3%, –1%).
Наука и новые технологии влияют на качество и продолжительность жизни людей скорее положительно, – считают 55% опрошенных (против 27%). Обычно молодёжь более оптимистична в оценках роли науки (в группе 18–24-летних 69% позитивных отзывов, 20% негативных; в группе «60+»: +46%, –28%).
Среди видных российских учёных – наших современников респонденты указывают прежде всего С. Королёва (10%), Ж. Алфёрова (8%), А. Сахарова (6%), С. Фёдорова (3%). Две трети опрошенных, 67%, затрудняются назвать хотя бы одну фамилию.
Почти половина опрошенных, 46%, считают, что СМИ уделяют достаточно внимания проблемам науки и техники. Полагают, что слишком мало внимания, 38% респондентов; что слишком много – лишь 5%. На недостаток информации сетуют в первую очередь респонденты с высшим и незаконченным высшим образованием (50%; для сравнения: в группе с образованием ниже среднего – 28%).
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 14–15 апреля 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Интересуют ли Вас новые достижения в науке и технике? | |||||
|
Всего опрошенных |
Образование | |||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее | ||
Да, обычно интересуют |
68 |
39 |
63 |
71 |
80 |
Нет, обычно не интересуют |
28 |
54 |
33 |
25 |
16 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
7 |
4 |
4 |
4 |
Какие области научного знания Вам наиболее интересны? (До трёх ответов) | ||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет | ||||
18–24 |
25–34 |
35–44 |
45–59 |
60 и старше | ||
Астрономия и изучение космоса |
18 |
19 |
20 |
21 |
16 |
15 |
Биология и биотехнологии |
12 |
14 |
14 |
13 |
11 |
10 |
Химия |
4 |
7 |
4 |
3 |
2 |
4 |
Математика |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
Физика |
6 |
6 |
6 |
4 |
7 |
6 |
Экономические науки |
13 |
12 |
14 |
14 |
15 |
7 |
Медицина |
44 |
33 |
40 |
44 |
49 |
49 |
Философия |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
2 |
Социология и политология |
7 |
10 |
9 |
7 |
7 |
6 |
Психология |
18 |
26 |
23 |
19 |
17 |
9 |
Технические достижения |
34 |
38 |
38 |
41 |
33 |
23 |
Интернет-технологии |
15 |
34 |
20 |
18 |
8 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
6 |
9 |
9 |
15 |
26 |
Какие научные открытия, технические достижения, на Ваш взгляд, в наибольшей степени изменили мир в ХХ веке в лучшую сторону? (Открытый вопрос, не более пяти ответов) | |
Интернет, компьютерные технологии |
24 |
Освоение космоса |
20 |
Достижения в медицине |
16 |
Телефонная, мобильная связь |
14 |
Телевидение |
7 |
Технические изобретения в сфере быта |
4 |
Атомная энергия |
4 |
Электричество |
3 |
Автомобили |
3 |
Достижения в военной промышленности |
2 |
Радио |
2 |
Трансплантация органов |
2 |
Авиация |
1 |
Лазерные технологии |
1 |
Антибиотики |
1 |
Ракетостроение |
1 |
Другое |
4 |
Затрудняюсь ответить |
37 |
Какие научные открытия, технические достижения, на Ваш взгляд, в наибольшей степени изменили мир в ХХ веке в худшую сторону? (Открытый вопрос, не более пяти ответов) | |
Атомная энергия |
23 |
Достижения в военной промышленности |
6 |
Интернет, компьютерные технологии |
3 |
Телефонная, мобильная связь |
1 |
Телевидение |
1 |
Автомобили |
1 |
Как Вы считаете, наука и новые технологии положительно или отрицательно влияют на качество и продолжительность жизни людей? | ||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет | ||||
18–24 |
25–34 |
35–44 |
45–59 |
60 и старше | ||
Наука и новые технологии скорее положительно влияют на качество и продолжительность жизни людей |
55 |
69 |
56 |
55 |
55 |
46 |
Наука и новые технологии скорее отрицательно влияют на качество и продолжительность жизни людей |
27 |
20 |
28 |
27 |
29 |
28 |
Затрудняюсь ответить |
17 |
11 |
16 |
18 |
16 |
26 |
Назовите 3–5 фамилий видных российских ученых – наших современников (Открытый вопрос, не более пяти ответов) | |
Королёв |
10 |
Алфёров |
8 |
Капица |
6 |
Сахаров |
6 |
Фёдоров |
3 |
Лихачёв |
2 |
Рошаль |
2 |
Велихов |
2 |
Калашников |
1 |
Циалковский |
1 |
Вавилов |
1 |
Курчатов |
1 |
Другие |
13 |
Затрудняюсь ответить |
|
Как Вы считаете, средства массовой информации уделяют достаточно или недостаточно внимания проблемам науки и техники? | |||||
|
Всего опрошенных |
Образование | |||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее | ||
Слишком много |
5 |
5 |
4 |
4 |
6 |
Достаточно |
46 |
45 |
50 |
47 |
40 |
Слишком мало |
38 |
28 |
33 |
39 |
50 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
22 |
13 |
10 |
4 |