За недавно заключенным лидерами Казахстана, Туркменистана и России стратегическим соглашением по строительству прикаспийского газопровода оказались мало замечены или даже почти незамечены другие договоренности.
Еще месяцем раньше, в апреле, во время официального визита президента Туркменистана Гурбанкулы Бердымухаммедова в Россию, были заключены ряд документов и обсуждены вероятные направления сотрудничества двух стран. Среди других направлений было и такое — крупнейшая алюминиевая компания России «Русал» планирует построить в Туркменистане алюминиевый комплекс и крупную газовую электростанцию.
В Казахстане практически не обратили на это внимания. А зря.
Ясно, почему возникла эта идея. Алюминиевое производство отличается исключительно высокой электроемкостью, что заставляет при его организации уделять исключительное внимание источникам электроэнергии. Они должны быть стабильными, электроэнергии должно быть много, при этом — относительно недорогой. Все это можно обеспечить в Туркменистане за счет газа, который будет здесь же, не надо тратиться на транспортировку. Еще не факт, что у Ашхабада хватит газа на заполнение планирующегося прикаспийского газопровода, а вот на алюминиевый заводик хватит точно. Нет проблем и с вывозом готовой продукции: Каспийское море, а по нему хоть в Иран, хоть в Европу через российскую систему каналов
И
Как известно, еще в советские времена появилась идея построить на севере Казахстана, в Павлодарской области, такое производство. Логика просматривалась — завод был сориентирован на предполагавшиеся к постройке четыре Экибастузские ГЭС, ориентированные на дешевые угли Экибастузского бассейна.
Рядом был и мощный транспортный узел, позволявший вывозить продукцию в сибирские регионы СССР. Однако то, что было хорошо в рамках единого экономического комплекса Советского Союза, уже не представлялось однозначно положительным после его распада. И когда в
В частности, известный казахстанский экономист Канат Берентаев обращал внимание на то, что мощность завода будет значительно превышать внутренние потребности Казахстана. Наш рынок объективно слишком мал, даже несмотря на строительный бум последних лет, который, к тому же, неизвестно насколько долгосрочен. Чтобы завод был рентабелен, он должен быть мощным, а это заставляет искать рынки сбыта продукции вне Казахстана. Направление деятельности здесь невелико: Китай, соседи по среднеазиатскому региону и Россия.
Европейский рынок слишком далек логистически и насыщен своим предложением. Теперь, если
Кроме того, как уже было сказано, «Русал» вела с туркменской стороной переговоры и о строительстве «крупной газовой электростанции». Явно, речь идет именно об инфраструктурной обеспеченности будущего алюминиевого производства. А что с нашей энергетической инфраструктурой под будущий завод?
Г-н
Кстати, у казахстанских экономистов, в том числе и у
Надо было строить его так, чтобы он не становился конкурентным в отношении к российскому производству, то есть, кооперироваться с россиянами. Иначе очень сложно будет тягаться с одной из крупнейших в мире алюминиевых промышленностей. И, кстати, не потому ли, в определенной мере, возник проект
Фото с сайта
Виктор Серов