Эта борьба за власть началась менее года назад и вылилась в противостояние между Эдуардом Кокойты, де факто президентом контролируемой сепаратистскими властями Южной Осетии, и Дмитрием Санакоевым, де факто президентом подконтрольных Грузии южноосетинских территорий. И противостояние это, похоже, продлится еще не один день.
Как это часто бывает в богатом на конфликты вопросе урегулирования южноосетинского конфликта, основная борьба здесь проходит в форме работы разнообразных комиссий. 24 июля Тбилиси учредил первую госкомиссию по определению статуса Южной Осетии. Председателем комиссии назначен
Комиссия преподносится как «всесторонняя», но в ее составе недостает одной ключевой фигуры: поддерживаемого Москвой сепаратистского лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты. Грузинские власти говорят, что будут рады участию в работе комиссии представителей Кокойты. Однако последняя кампании администрации Санакоева под названием «Кокойты фандераст», что
Подробности плана, озвученного 23 июля официальным представителем санакоевской администрации Владимиром Санакоевым (однофамильцем Дмитрия Санакоева), пока не разглашаются. Однако строительная лихорадка, в последнее время охватившая село Курта, где заседает администрация Санакоева, дает основания предполагать, что задача кампании заключается в том, чтобы продемонстрировать разницу между местными условиями жизни и жизнью в Цхинвали.
На всей подконтрольной Грузии территории Южной Осетии ведется ремонт дорожного полотна, уже возведены или закладываются такие здания, как кинотеатр, дискотека, магазин электроники, больница на 25 коек, средняя школа, спортивный центр, две автозаправочные станции, второй банк, детский развлекательный парк, бассейн и другие сооружения, в том числе новые линии газопровода и водоснабжения. Источники финансирования всего этого строительного бума не до конца ясны. Сам Санакоев заявляет, что его администрация получила от Тбилиси финансирование в размере 23 миллионов лари (13,8 млн. долларов).
Но примерно в четырех километрах отсюда, в Цхинвали, сепаратистский лидер Кокойты говорит, что не намерен прощаться.
Кокойты утверждает, что Тбилиси проводит политику дезинформации с целью дестабилизировать ситуацию в зоне южноосетинского конфликта. Он указывает на недавнее участие Санакоева во встречах с представителями Организации Североатлантического договора и Европарламента.
«То, что Санакоеву позволили выступить на встрече с ЕС [в Брюсселе], дезориентирует международное сообщество, мешая ему понять, кто на самом деле является законным представителем Южной Осетии и лицом, выполняющим волю народа», — заявил Кокойты в интервью Eurasianet.
Южноосетинский лидер отклонил приглашение принять участие в работе госкомиссии по определению статуса сепаратистского региона, аргументируя свой отказ тем, что решение о статусе территории было принято в ноябре 2006 года на референдуме о независимости.
«Мы хотели, чтобы диалог велся между законно избранными представителями, — отметил Кокойты. — Это доказывает, что президент Грузии Михаил Саакашвили нервничает и боится вести диалог с представителями народа Южной Осетии в соответствии с законом».
Однако нет никаких признаков, что Цхинвали планирует дать ответ на кампанию «Прощание Кокойты».
Кокойты говорит, что деятельность подобного рода «нас не касается». Он утверждает, что сама по себе она является еще одним доказательством того, что бывший премьер и министр обороны сепаратистского правительства в Цхинвали является марионеткой администрации Саакашвили. «Мы твердо верим в нашу силу как нации, а не в слова психически нездоровых людей», — заявил
Как бы в противовес тому, что предлагает Курта, Кокойты заявляет, что среднемесячная зарплата на контролируемой сепаратистами территории выросла с 80–120 рублей (примерно с 3,13 долларов до 4,70 долларов США) при премьере Санакоеве в период с июля по декабрь 2001 года до 2220 рублей (около 86,14 долларов). Кроме того, увеличилась и продолжительность подачи электричества и составляет сейчас «много больше трех часов в сутки», — заявил он.
Обмен любезностями между Санакоевым, уехавшим из Южной Осетии после прихода Кокойты к власти в 2001 году, и лидером сепаратистской Южной Осетии зачастую напоминают потасовку на школьном дворе. Обе стороны обвиняют противную сторону в предательстве. Обе стороны ставят под сомнение душевное здоровье друг друга. Обе стороны обвиняют друг друга в недавнем кризисе с водой. Санакоева представляют азартным игроком, Кокойты — коррумпированным мафиози.
Перестрелки между грузинскими и процхинвальскими силами, которые, по словам местных жителей, можно было слышать по ночам еще две недели назад, лишь подчеркивают напряженное состояние отношений между сторонами.
Со своей стороны Дмитрий Санакоев утверждает, что все, что делается в Тбилиси и на подконтрольных Грузии территориях свидетельствует о том, что он, его сторонники и грузинское правительство верны своему обязательству решать проблему Южной Осетии мирным и открытым путем.
«Кокойты не может обеспечить достижение этой цели, — утверждал Санакоев в интервью в своем офисе в селе Курта. — Связав свою политику с Россией, он не может выработать такой прогрессивный план. Его политика базируется на угрозах, блокадах и экстремизме. Все, на что он способен, это война, и ничего больше».
«На выборах мы пообещали, что Южная Осетия останется республикой. Наша цель — чтобы международное сообщество признало нас в составе Грузии. Наша цель показать им, что мы является многонациональным обществом», — заявил Санакоев. Протбилисский лидер говорит, что его целью является объединение… Южной Осетии и проведение президентских выборов. «Я приму любого, кто будет избран. Это не обязательно должен быть я», — заверил Санакоев журналиста, пишущего эти строки.
Между тем представители международного сообщества не спешат бросаться словами посреди всей этой враждебности, установившейся между Куртой и Цхинвали.
На состоявшейся 27 июля
26 июля специальный представитель действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Хосе Боррелл Фонтеллес сообщил в Тбилиси журналистам, что ОБСЕ внушает оптимизм приверженность сторон мирному урегулированию семнадцатилетнего конфликта. Однако
Пол Римпл, независимый журналист из Тбилиси