Помощник госсекретаря США, глава Бюро по странам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер во время своего визита в июне с.г. в Бишкек всеми силами старался доказать, что все в
Рассуждая о дальнейшей судьбе военного присутствия США в республике, Баучер, как говорят сами американцы, «beat about the bush», т.е. выражался обиняками. В итоге он сказал лишь, что авиабаза в Манасе нужна для поддержки наземных операций в Афганистане против террористических группировок, и решение вопроса о сроках использования аэропорта зависит от Бишкека. Это, возможно, был сухой дипломатический ответ. Однако, заявив, что нынешние власти Кыргызстана не должны препятствовать продолжению работы авиабазы, он косвенно подтвердил, что переговорный процесс по этому вопросу складывается не в пользу Вашингтона. Далее Баучер не смог удержаться и высказал, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), куда помимо Киргизии входят Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, не должна обсуждать эту проблему. По его словам, нет необходимости во вмешательстве третьих сторон в
Интересная логика получается. Поляки и прочие младоевропейцы могут чего хотят творить с базами ПРО и прочими атрибутами новой «холодной войны» в Европе, а Кыргызстану отказывают в его суверенном праве самому определять, нужен ли ему кованный сапог янки на его земле!? Ведь Бишкек добровольно вступил в ШОС и ОДКБ!? Значит, там он обладает своими правами и обязанности. Одна из них — консультации с союзниками по вопросам военного сотрудничества с государствами, не являющимися членами этих структур.
Видимо, в США серьезно побаиваются растущего международного авторитета ШОС. Тем более, что американцы были вынуждены в 2005 году покинуть Узбекистан после обращения ШОС касательно определения сроков пребывания иностранных военных сил на территории стран Центральной Азии. Вопросы безопасности региона являются одной из приоритетных сфер в деятельности Организации. Поэтому вашингтонским дипломатам советую внимательно прочесть Устав (Хартию) ШОС и ее другие основополагающие документы, где это ясно и четко изложено.
Таким образом, именно в коллективном решении членов ШОС и будет представлена позиция правительства Киргизии, чего опасается Баучер. В то же время, внесение на повестку дня очередного саммита ШОС вопроса об американском присутствии в Кыргызстане представляет для США серьезную угрозу в виде очередного лишения опоры, необходимой для влияния на процессы в странах Центральной Азии, политику РФ и КНР в регионе, а самое главное — укрепления позиций США непосредственно на рубеже с Китаем и на южном фланге России.
Основные доводы США по сохранению своей базы в Киргизии связаны с ситуаций в Афганистане. В настоящее время в этой стране находятся свыше 25 тысяч американских военнослужащих и около 20 тысяч солдат коалиционных сил. Однако после начала антитеррористической операции в 2001 г. долгожданная стабилизация в этой стране так и не наступила. В последние время, несмотря на проведение масштабных операций против движения «Талибан» и членов
Присутствие американцев также не повлияло на эффективность борьбы с наркопроизводством в Афганистане. Наоборот, США опасаются, что
Согласно последнему докладу Управления ООН по наркотикам и преступности, рост производства наркотиков в Афганистане в 2007 г. вырос на 50 %, по сравнению с прошлым годом. В лабораториях, расположенных на территории Афганистана, производится 90% мирового опиата. Доходы от нелегального оборота наркотиков в этой стране составляют более $3 млрд. в год, что укрепляет финансовые основы проталибовских боевиков.
Так о какой эффективности и необходимости присутствия ВВС США на территории Киргизии для восстановления Афганистана говорил господин Баучер?
База в Манасе постепенно перестала быть базой коалиционных сил, задействованным в Афганистане, и превратилась в сугубо американскую. Долгосрочная цель Вашингтона ясна — «иметь ежа в штанах Москвы и Пекина», говоря словами Н.Хрущева. А заодно иметь в Бишкеке своих «сукиных сыновей», какие засели в Тбилиси или Киеве. Однако Азия — это вам не Европа, и свой стратегический прокол, произошедший здесь в 2005 г., Вашингтон слишком поздно осознал.
Появление в 2002 г. «Доктрины упреждающих действий» полностью отвечает стремлению США держать под своим контролем регионы мира, значимость которых определяется их географическим положением, ресурсами и геополитикой. Вот почему американцам необходим Манас в Киргизии. Более 64,9% респондентов в Киргизии считают, что американское военное присутствие на их территории является инструментом решения геополитических интересов США. Хотя, по большому счету (и янки об этом хорошо знают), более 90% населения Кыргызстана в той или иной мере выступают против США и проводимой ими политики в мире.
Однако, американская политика,
Усилению антиамериканских настроений в Киргизии способствовали несколько факторов. Основными из них являются вопросы экономического характера. Денежная сторона дела чрезвычайно важна для нуждающейся в дополнительных средствах экономики КР. Затем идут коррупционные скандалы, связанные с использованием финансовых средств полученных от продажи топлива для американских самолетов; слив ядовитого топлива на бишкекских дачников; столкновение по ошибке американского военного самолета с кыргызским Ту 154 и, как минимум, 3 инцидента, связанные с неисправностью техники американской авиабазы, в результате чего получили повреждение кыргызские гражданские самолеты. Эти события привели к дипломатическому скандалу, завершившемуся высылкой из Киргизии двух американских
Сначала американские бухгалтеры хотели откупиться от скандала выплатой вдове Иванова «компенсации» в размере около $1 тыс., оценив жизнь ее супруга суммой, унижающей достоинство любого человека. Только после требования выдать убийцу в руки кыргызскому правосудию, Пентагон объявил о повышении размера этой выплаты до $50 тыс. 22 марта с помощью Госдепа Хэтфилд был отправлен обратно в США. Хотя даже самый близкий союзник Америки в Азии — Япония сейчас «отвоевала» право судить американских военных, совершивших преступления на ее территории и против этой страны.
Не выдерживает критики также то утверждение, что нахождение военной базы США приносит благо Киргизии в виде вливания средств в ее бюджет. Арендная плата за эксплуатацию базы на момент соглашения 4 декабря 2001 г. составляла всего $2 млн. в год. Однако выясняется, что авиабаза ВВС США за пять лет задолжала кыргызским авиадиспетчерам $15 млн.
В прошлом году президент К.Бакиев заявил, что намерен повысить арендную плату в сто раз — с $2 млн. до $207 млн., что было воспринято американской стороной в штыки. Бишкек пытались пугать, мол, перебежим в Казахстан и тогда не видать вам наших зеленых бумажек. В результате долгих переговоров Вашингтон
И вообще, деньги, выделяемые США, уходят как вода в песок. Выделяют 10 миллионов долларов — 7–8 миллионов съедят свои же американские консультанты и лоббисты. Оставшиеся 15–20% либо оседают на
Вот и спрашивается: а зачем, собственно, деньги получать от США или контролируемых ими международных финансовых организаций? Что совой об пень, что пнем о сову! Все равно те, кто сотрудничает с Вашингтоном и его «подмастерьями» — есть прямые кандидаты на потерю суверенитета (Чехия, Панама, Гондурас и прочие), приобретение неподъемных внешних долгов (Аргентина — 120 млрд., а также Колумбия, Парагвай и прочие страны, осуществлявшие под руководством МВФ неолиберальные экономические реформы в
Ясно дело: политика США в Центральной Азии, на примере ситуации вокруг присутствия ВВС США в Манасе, подтверждает, что сегодня администрация Дж.Буша в большой панике пытается оттянуть срок полного изгнания янки из Центральной Азии. А пока в Кыргызстане создано новое
Андрей Фефелов