Предыдущая статья

США верят в Азербайджан

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Ведущие специалисты Турции, Грузии и Азербайджана в области транспорта 9-10 марта обсудили на конференции в Баку вопросы упрощения снабжения военных сил США, НАТО и стран-партнеров, ведущих операции в Афганистане. Конференцию с целью совершенствования координации по снабжению и обеспечению между региональными партнерами и военными партнерами из США организовало Европейское командование США (EUCOM).
Как отметила глава дипломатической миссии США в Баку Энн Дерс, США считают Азербайджан важным партнером в области безопасности. «Эта конференция напрямую касается указанного устойчивого сотрудничества. Ибо это позволяет нам совместно с нашими партнерами в регионе искать наиболее оптимальными пути обеспечения войск в Афганистане», - сказала Э.Дерс.
В двухдневной конференции приняли участие представители правительств и частных компаний Турции, Азербайджана и Грузии, а также представители Центра наземного базирования армейских сил США, Транспортного командования США, Агентство по оборонному обеспечению и снабжению Пентагона, Европейского командования США и других структур Америки, занимающихся вопросами оборонного обеспечения.
Стоит отметить, что грузы невоенного назначения поставляются в Афганистан через Кавказ частными компаниями и таким образом к этим перевозкам военный персонал не привлекается.
Как отметила посол Э.Дерс, США приветствует прием Азербайджаном конференции у себя, а также выражает почтение к участникам, проявившим интерес к мероприятию.
«Сотрудничая с нашими партнерами мы рассматриваем возможности закупки у этих стран коммерческих товаров и изучаем потенциал хранения грузов на складах. Таким образом оба направления принесут пользу местной экономике и станут поддержкой развитию Азербайджана как транспортного центра региона», - сказала Э.Дерс.
Отметим, что сообщения о переговорах о снабжении военных сил НАТО в Афганистане Грузией, Азербайджаном, Россией, Туркменистаном, Украиной и Беларусью в последние месяцы находятся в центре внимания всего международного сообщества.
НАТО, оказывающее содействие в вопросе технического обеспечения Силам взаимопомощи международной безопасности (ISAF) в Афганистане, недавно столкнулась с серьезными проблемами на границе с Пакистаном. Так, некоторое время назад транспортный караван сил НАТО на границе с Пакистаном подвергся нападению со стороны боевиков «Талибан», что повлекло за собой многочисленные человеческие жертвы. И это обстоятельство вынудило НАТО прибегнуть к поискам нового транспортного маршрута.
В частности, газета The Guardian писала о том, что НАТО в качестве нового маршрута может использовать и территорию Азербайджана. И эта газета не ошиблась.
Как сообщил АПА руководитель департамента по связям с общественностью Посольства США в Азербайджане Терри Дэвидсон, Афганистан является приоритетом для США и НАТО.
«Мы рассматриваем Азербайджан в качестве хорошего партнера в сфере привнесения мира и прогресса в эту страну. Азербайджан в течение долгого времени является мостом, объединяющим Восток и Запад, занимает ключевое место в транспортировке товаров между Востоком и Западом, поэтому было совершенно естественным провести именно здесь подобного рода конференцию и обсудить возможности поставок грузов в Афганистан», - сказал Терри Дэвидсон.
Он отметил, что США рассматривают различные варианты доставки грузов в Афганистан, и в качестве одного из маршрутов могут быть рассмотрены транзитные возможности Азербайджана: «Если такое произойдет, это даст разнообразные возможности для бизнесменов Азербайджана, Турции и Грузии».
Терри Дэвидсон особо подчеркнул, что, говоря о поставках грузов в Афганистан, имеются в виду не военные грузы и оружие, а транспортировка невоенных грузов, в частности, воды, продовольствия и строительных материалов.
Напомним, что страны Южного Кавказа, и в особенности Азербайджан, стали интересными в логистических планах НАТО именно после начала военных операций в Афганистане в 2001 году. Спустя некоторое время, а точнее - начиная с середины 2002 года были распространены сообщения о том, что для полета самолетов сил НАТО в Афганистан используются аэропорт имени Гейдара Алиева и военный аэродром, находящийся в поселке Зейналабдина Тагиева.
Напомним, что Азербайджану и Грузии как членам антитеррористической коалиции дано право статуса транзитных стран для НАТО и США.
В принципе, это право стало причиной для существенных изменений в транспортной сфере (в частности, воздушной и морской) Азербайджана и Грузии. Те страны, которые предоставляют свои транзитные услуги НАТО, взамен могут рассчитывать на определенную помощь. Подобного рода помощь заключается в модернизации инфраструктуры в сфере транспорта, строительства депо, аэродромов и так далее.
Именно исходя из вышесказанного, НАТО совместно с США прилагает все усилия для приведения транспортных систем в странах Южного Кавказа (за исключением Армении - эта страна не нашла своего места в логистических планах НАТО) в соответствие с международными стандартами.
По мнению экспертов НАТО, сегодня Южный Кавказ занимает центральную геостратегическую и геоэкономическую роль на пространстве, охватывающей территорию от Средней Азии до Афганистана. А этот регион играет исключительную роль в вопросе транспортировки энергоносителей в страны Запада.
Таким образом, согласно имеющейся информации, для обеспечения снабжения миротворческих сил в Афганистане имеется ряд воздушных, сухопутных и морских коридоров:
- Беларусь - Украина - Россия;
- Туркменистан - Афганистан;
- Беларусь - Россия - Туркменистан - Афганистан;
- Украина - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркменистан - Афганистан;
- Турция - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркменистан - Афганистан.
По мнению экспертов, маршрут Украина - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркменистан - Афганистан с точки зрения безопасности и рациональности является наиболее целесообразным.
Отметим, что Россия в вопросе транзита вроде бы выразила согласие оказать поддержку США и НАТО. Однако, согласно последним сообщениям, официальный Кремль взамен требует поддержки США в грузинском вопросе.
Имеется информация о том, что аналогичная конференция в ближайшее время пройдет и в Туркменистане. И наверняка именно в ходе предстоящей конференции будет определены те маршруты, которым отдадут предпочтение страны Средней Азии.
И если переговоры между НАТО и официальным Ашгабатом относительно транспортного коридора дадут положительный результат, то грузы с портов Черного моря железнодорожным и автомобильным путями будут транспортироваться в Баку.

Дж.Сумеринли, Ф.Теймурханлы