Портрет «типичной жертвы», или Как не попасться на удочку телефонных аферистов

Портрет «типичной жертвы», или Как не попасться на удочку телефонных аферистов

Портрет «типичной жертвы», или  Как не попасться на удочку телефонных аферистов

Увы, мошенники продолжают победный путь по просторам Интернета и телефонным сетям. Способов дистанционного выманивания денег у доверчивых сограждан с каждым днем становится все больше, - больше становится и обманутых. Психологи даже составили портрет классической жертвы телефонных аферистов, звонящих под самыми разными предлогами, - от «установки стеклопакетов» до «получения кредита». Главная цель – заработать на обмане, и тут в ход идут самые изощренные приемы социальной инженерии и техника психологической обработки потенциального «лоха», даже не догадывающегося, что «колл-центр», с которого названивают незнакомцы, чаще всего располагается в тюремной камере или в бараке на зоне. Между прочим, нелегальный пронос одного телефона в камеру стоит не менее 20 тысяч рублей, - но эти деньги жулики отбивают играючи и мгновенно.

Итак, как выглядит типичная жертва телефонных мошенников? Психологи утверждают, что 57 процентов жертв обмана составляют мужчины, и 43 процента – дамы. Львиную долю обманутых составляют одинокие или живущие в гражданском браке. Легче всего поддаются на звонки «сотрудников банка» одинокие холостяки от 28 до 38 лет, причем чаще всего у этой категории  обманутых имеется высшее образование. Опять же, сограждане с дипломами вузов в три раза чаще остальных лишаются своих денег. Мошенникам проще всего уговорить перевести деньги на указанные ими счета людей в возрасте до 25 лет. А вот данные своих банковских карт в шесть раз чаще всех сообщают мошенникам пожилые люди.

Самые трудные для мошенников «клиенты» – семейные люди в возрасте от 40 до 55 лет. У них не только хорошо работает голова, но уже есть и опыт, сын ошибок трудных, а значит, их так просто не «развести». К тому же семейные пары обычно советуются друг с другом, прежде чем реагировать на «странные» звонки, такие пары, как правило, не склонны сразу поддаваться на посулы аферистов и действовать по их указке.

А вот самые уязвимые жертвы обманщиков – легко внушаемые, а значит и управляемые люди, они встречаются во всех категориях граждан, и здесь мало что зависит от пола, образования или семейного положения. Хотя, разумеется, мошенникам может облегчить «работу» неопытность молодых людей от 18 до 25 лет, и доверчивость стариков, обычно легко «клюющих» на сказки о «выплатах от государства». Это две в буквальном смысле слова «золотые» категории для аферистов. И есть только один универсальный и стопроцентно действующий способ избежать обмана, - сразу прекращать разговор.

В числе свежайших ноу-хау – мошенничество платёжками за ЖКУ. Тут на руку жуликам играют рост цен на ЖКУ и «удалёнка». Деньги с банковских карт потенциальных жертв выманиваются посредством рассылки фальшивых уведомлений о «долгах за ЖКУ». Потом вам звонит мошенник, представляющийся «сотрудником управляющей компании» или не менее мифического «расчетного центра ЖКХ», и рассказывает о долгах, которые якобы накопились у вас за время самоизоляции. Схема тут напоминает старый способ «разводки», когда человеку приходит сообщение якобы от налоговой службы. В случае с платежками за ЖКУ мошенники действуют так: сначала по электронной почте приходит сообщение о накопленных «долгах» по ЖКУ, суммы тут варьируются в пределах 10-20 тысяч рублей. В этом же письме есть ссылка, на которую вас просят перейти «для оплаты квитанции». Как только вы вводите здесь реквизиты своей карты, мошенники получают доступ к вашим деньгам на счете. Если «клиент» попался «трудный» и на электронное сообщение никак не реагирует, ему звонит «сотрудник управляющей компании», цель которого – убедить человека в необходимости «оплатить долг», а попутно выудить реквизиты его банковской карты, заставить совершить «тестовую транзакцию» и сообщить код из СМС.

Ответив хотя бы на один такой вопрос, человек больше никогда не увидит своих денег. Чтобы этого не случилось, не стоит переходить по подозрительным ссылкам, надо внимательно читать сообщения, приходящие на электронную почту, и при малейшем подозрении удалять их. Хотите проверить, есть ли у вас долги по ЖКХ, - позвоните в вашу управляющую компанию.  

Впрочем, обманывать навострились и в иных управляющих компаниях, взимающих с жильцов незаконно повышенную коммунальную плату. Это компенсирует таким компаниям потери, накапливающиеся от хронических и неплатежеспособных должников. Напомним, что согласно «пандемийному» постановлению правительства № 424 от 2 апреля 2020 года, в стране до 1 января действует временный мораторий на начисление штрафных санкций за неоплаченные услуги ЖКХ, при этом до 1 января 2021 года запрещено отключать от услуг ЖКХ даже потребителей-неплательщиков. Поскольку компании надо как-то возмещать свои убытки, она делает это за счет добросовестных плательщиков.

Как правило, УК просто ставит в квитанции большие цифры, например, за общедомовые нужды, - это затраты воды и электроэнергии на обеспечение работы домовых инженерных коммуникаций, обслуживания подъездов и других помещений общего назначения. Это небольшие деньги, 250-300 рублей, но если взять, к примеру, многоподъездную многоэтажку, - на такой «мелочи» набегают уже сотни тысяч рублей.  

Обычно жильцы платят «не глядя», - не каждый станет ради 300 рублей заморачиваться с показаниями общедомовых счётчиков, умножением этих показаний на тариф, вычитанием от полученной суммы того, что должны платить все жители дома, исходя из показаний их квартирных счётчиков, и вычислять точную сумму оплаты общедомовых нужд, которая должна быть указана в квитанции. Проще заплатить, - и именно на это «проще» делают главный расчет хитроглазые ребята из управляющей компании. А если их ловят за руку, они на голубом глазу объясняют жителям, что «нужны были деньги на срочные ремонтные работы», «ликвидацию домовой аварии» или «профилактические работы», и прочие «отмазки», которыми недобросовестные управляющие компании пытаются прикрыть свои шалости с квитанциями.

Как с этим бороться? Для начала – внимательнее читать квитанции на оплату ЖКУ. Если есть подозрения, запросите в коммунальной службе показания общедомовых приборов, - их вам обязаны предоставить в течение одного дня, - и сравните их с региональными тарифами, размещенными на официальных сайтах регионального правительства, а также на портале ФАС. Если выяснится, что управляющая компания действительно регулярно завышала цены в платежках, - обращайтесь в суд, там такие дела обычно решаются в пользу жильцов, и УК будет обязана вернуть им «лишние» деньги.

Оценить статью
(0)