Кто ограбил самолет Судного дня?

Кто ограбил самолет Судного дня?

Кто ограбил самолет Судного дня?

Выражение «самолет Судного дня» придумали американцы, когда у них появился самолет E-4B, построенный на базе Boeing 747 и предназначенный для эвакуации высшего военного руководства в случае ядерной войны. Такой самолет может использоваться в качестве летающего командного пункта. В конце 80-х годов прошлого века свой «самолет Судного дня» построили и в СССР – это был Ил-80, разработанный в КБ Ильюшина на базе пассажирского Ил-86. С 1987 года в стране появилось четыре таких воздушных командных пункта, всегда находящихся под усиленной охраной. Но 4 декабря начальник службы авиационной безопасности Таганрогского научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева Владимир К. сообщил о следах вскрытия грузового люка этой сверхсекретной машины, доставленной  на таганрогский аэродром для плановых работ по модернизации и продлению ресурса. Сначала появилась информация о том, что из отсеков Ил-80 пропали 39 радиостанционных блоков и пять плат из пяти таких же демонтированных блоков, но позже военные опровергли эти сообщения, и пока точно известно одно, - из секретного борта умыкнули что-то сверхсекретное.

Судя по заявлению начальника службы авиационной безопасности ТАНТК и инженера по эксплуатации воздушных судов, при приемке самолета все бортовые приборы были на месте. «После окончания работ по замене смазки на штоках амортизаторных стоек шасси основной вход, люк грузового отсека и три запасных выхода опечатали, - говорится в заявлении в полицию. -  Последний осмотр, проведенный 26 ноября, показал целостность печатей..». Тем не менее, кто-то «приделал ноги» части секретной начинки «самолета Судного дня», и этот «кто-то» оставил отпечатки пальцев на поверхности грузового люка в одном из отсеков Ил-80 и на брошенной внутри крышке распределительного устройства.  Есть и отпечатки обуви злоумышленников, которых было как минимум двое.  

Как сообщили в управлении на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, транспортная полиция сразу начала проверку по факту кражи, но сейчас этим делом занимается ФСБ и военная прокуратура.  

Летающий командный пункт поднимается в воздух редко, в основном для проверки систем и для участия в учениях сил ядерного сдерживания. Большую же часть времени Ил-80 стоит «на приколе» на аэродроме в Чкаловском. Здесь три кольца охраны, строжайшая пропускная система, датчики, реагирующие на малейшее движение, камеры видеонаблюдения, и, наконец, регулярные плановые и внеплановые проверки всей системы охраны. Самолет на аэродроме базирования в Чкаловском круглосуточно берегут как зеницу ока не только военные караульные, но и сотрудники ФСБ, имеющие право, при необходимости, даже открывать огонь на поражение.  

В отличие от Чкаловского, охрана на аэродроме Таганрог-Южный на территории научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева, не такая строгая. Напомним, что летом 2019 года Ил-80 передали специалистам Воздушно-космических сил (ВКС) России, сотрудникам Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева. ТАНТК должен был провести модернизацию самолета, и через год-полтора ожидалось возвращение самолета в строй. Конечно, Ил-80, прибывший в Таганрог для планового ремонта, охраняли, но, судя по удавшейся краже, охранная система здесь имела немало «дыр», чем и воспользовались злоумышленники.

Которые должны были прекрасно знать, что находится на борту Ил-80, вся электронная начинка которого относится к государственной тайне. Украденная аппаратура вполне могла быть частью системы 83Т120 «Полёт». Именно эта система принимает команды из Генштаба и Минобороны, она обучена передаче команд и кодов в нескольких диапазонах на атомные субмарины, стратегические ракетоносцы и прочие носители ядерного оружия.

Нет ничего удивительного в том, что о российском «самолете Судного дня» в открытом доступе имеется весьма скудная информация. Можно вспомнить разве что прошлогоднее заявление заместителя министра обороны России Алексея Криворучко о том, что НПП «Полёт» «приступило к модернизации Ил-80». Естественно, замминистра не стал тогда уточнять, в чем именно заключается эта модернизация.

Кража на аэродроме Таганрог-Южный может иметь далеко идущие последствия. И дело не только в том, что с кого-то слетят погоны, а кого-то посадят на нары. Самая большая проблема связана с тем, что Ил-80 относятся к «самолетам Судного дня» второго поколения, которые планировалось использовать в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения как минимум до 2035−2040 года. А после таганрогского инцидента придется внепланово и быстро модернизировать только что модернизированный Ил-80. А это не только большие расходы, но и неизбежное ослабление системы государственной безопасности, - пусть очень кратковременное, но все же нежелательное. Все-таки речь идет не о простом самолете, а об Ил-80 как важной части системы управления российскими ядерными силами.

Военные эксперты в один голос твердят: даже если найдут и воров, и украденное оборудование, модернизацию все равно придется проводить, поскольку речь идет об утечке сверхсекретных данных. Некоторые эксперты даже сравнивают случившееся в Таганроге с катастрофическими последствиями угона в Японию летчиком Беленко секретного МиГ-25 в во второй половине семидесятых годов.

Пока военные и правоохранители ищут воров, и, судя по утечкам в СМИ, сложился уже список из доброй полусотни свидетелей, среди которых могут оказаться и потенциальные подозреваемые. Это не только охранники аэродрома Таганрог-Южный, и не только техники и инженеры, работающие непосредственно с самолетом, но и все друзья, и все родственники всех сотрудников таганрогского АНТК имени Бериева.

Очень может быть, что ворам просто приглянулся цветной метел. Куда хуже, если воры – завербованные иностранными спецслужбами сотрудники аэродрома или ТАНТК. Но тогда непонятно, почему они сработали так непрофессионально, и так наследили в Ил-80. Впрочем, это может быть и маскировкой под кражу цветных металлов какими-нибудь забулдыгами. Западные спецслужбы дорого заплатили бы за информацию о «нюансах» начинки этого самолета. Например, их давно интересует устройство антенны, через которую подлодкам в океане передают команду на применение ядерного оружия.

Подобные происшествия  могут иметь самые разные негативные последствия, касающиеся не только нарушения режима секретности. Так, в 1999 году начальник химической службы подлодки К-317 «Пантера» из состава «Звериной дивизии» Северного флота капитан III ранга Анатолий Михайлов украл с борта субмарины кассеты ФК-П, очищающие воздух в отсеках субмарины. Михайлову приглянулось их содержимое — палладиевый порошок, при помощи которого работает система жизнеобеспечения субмарины. Если бы кражу не заметили вовремя, экипаж «Пантеры» просто задохнулся бы, едва погрузившись в океан...

Чем закончится расследование дела о краже из «самолета Судного дня» - покажет время. Возможно, в конце концов, выяснится, что речь идет о банальных воришках цветного металла, которые даже не знали, что именно они крадут. Вычислить их можно будет по оставленным в самолете многочисленным следам, так что задержание злоумышленников – дело времени, и, учитывая резонансность инцидента, и брошенные на расследование силы ФСБ и военной прокуратуры, времени это займет не много.

Оценить статью
(0)