«Полицейские» и воры

«Полицейские» и воры

«Полицейские» и воры

Кажется, не проходит и дня, чтобы россиян не предупреждали о подставных звонках мошенников, представляющихся то «сотрудниками банков», то «следователями полиции». Конечно, восприимчивая публика уже успела сообразить, что к чему, и к звонкам «из банка» стала относиться настороженно. Некоторые особо продвинутые и склонные к юмору товарищи развлечения ради изображают из себя простачков, которые вроде как верят тому, что бухтит телефонный жулик насчет «срочно переведите деньги, а то их украдут». Так охотник оказывается на месте жертвы, и исчезает несолоно хлебавши. Во всяком случае, в Сети полным-полно видео с такими разговорами, когда мошенника доводят до белого каления «тупыми» вопросами, а, в конце концов, посылают хитроглазого телефонного воришку куда подальше. Но вот с «сотрудниками полиции» дело обстоит сложнее: то ли боятся люди «органов», то ли доверяют им до потери сознания, но количество случаев «полицейского развода» пока только растёт.

По данным Kaspersky Who Calls, самыми популярными нынешней весной стали звонки от «полицейских» и «сотрудников государственных органов». Последние, как правило, представляются работниками, которым поручено осчастливить россиянина сообщением о некоем пособии, которое специально для него выделило правительство. Обычно на эту удочку ловятся пенсионеры преклонного возраста. Тут схема примитивная: человеку говорят, что он имеет право на дополнительное разовое пособие, скажем, в 10 тысяч рублей, но для получения этих денег надо перевести на указанный счет небольшую сумму – от 500 до 1500 рублей. Естественно, после перевода денег мошенники больше не звонят.  

Естественно, в СМИ уже давно пишут об этой мошеннической схеме, но, то ли некоторые сограждане вообще ничего не читают, то ли уверены, что уж их-то никто не обманет, но все больше людей теряют деньги даже на таких банальных «разводах».  

Другие мошенники предпочитают сценарии посложнее, - например, когда «следователь полиции» просит человека по телефону «помочь органам поймать аферистов», и после долгих разговоров не только выуживает персональные данные, но и заставляет поучаствовать в «секретной операции» вроде как «по поимке мошенников». Для этого человека просят перевести деньги на указанный мошенниками счет, - мол, «ловить будем на живца, а вы нам в этом поможете». Дальше все понятно: деньги пришли – мошенники исчезли, «секретная операция» завершена, а до гражданина наконец, доходит, что его развели.  Можно, конечно, бежать после этого жаловаться в полицию, а потом и в банк с требованием вернуть умыкнутые деньги, но это бесполезно: деньги переведены гражданином добровольно, а значит, и возвращать их никакой банк не станет. Во всяком случае, по данным Центрального банка России, кредитно-финансовые учреждения в 90 процентах подобных случаев никаких денег не возвращают. А «подобных случаев» действительно становится все больше: в апреле нынешнего года число фейковых звонков «из полиции» увеличилось по сравнению с декабрем-февралем в четыре раза! Самым урожайным для мошенников оказался март, - прочему-то именно в этом месяце жуликам верили больше всего.  

Эксперты отмечают, что увеличение числа звонков «из полиции» связано с тем, что россияне уже достаточно хорошо знают схему звонков от «сотрудников банка», и мошенники почти отошли от этой схемы в мае. Правда, тут же добавился новый способ обмана с помощью фейковых сайтов, предлагающих авиационные билеты, бронирование гостиничных номеров в южных приморских городах и аренду жилья в Москве. Простаков ловят на демпинговых ценах, и эта схема оказалась самой популярной у аферистов в дни «длинных» майских каникул.      

Эксперты предупреждают: в июне звонков «из полиции» станет еще больше. Мошенники проявляют тут недюжинные актерские способности. Обычно они разговаривают с потенциальной жертвой вежливо и «официальным тоном», по делу используют юридические термины, и в целом ведут себя как настоящие следователи, выполняющие рутинную работу «по защите законности». Скажем, представившийся «следователем» аферист обязательно предупредит «лоха» об ответственности «за отказ сотрудничать с органами», грозится прислать на дом наряд полиции или просто вызвать вас повесткой в свой кабинет, и до конца будет настаивать на том, что он – «следователь», даже если увидит, что не на того напал, и надо сворачивать разговор. Обычно в конце разговора «следователь» обещает «прислать повестку», но больше вы его не услышите.

- Будьте бдительным, товарищ, - говорит такой «следователь» жертве. – Не верьте аферистам, которые выманивают у вас персональные данные! Устанавливайте на ваш компьютер легальную защиту!

На этом месте жертва и ловится: ведь «следователь» так заботится о безопасности граждан, что не ест, не спит, а целыми днями ловит этих паразитов, которые уже достали своими дурацкими звонками… Жертва расслабилась, - и уже готова «сотрудничать с органами». Дальше всё идёт по накатанной: «переведите деньги на указанный нами счет», «мы поймаем преступника на живца», «деньги будут возвращены вам сразу же, как только аферист будет арестован», и т.д., и т.п.

Можно предположить, что у тех, кто составляет шпаргалки-инструкции для телефонных жуликов, имеется богатый опыт общения с сотрудниками полиции, и не менее богатое криминальное прошлое, но и с артистизмом, и с компьютерной грамотностью тоже все в порядке. В принципе, это всё то же воровство на доверии, известное еще со времен царя Гороха, только сегодня для этого используются компьютеры и мобильные телефоны, и жертва обманщика никогда не увидит.    

Недавно эксперты Роскачества даже специально изучали схему таких «разводов», и выявили достаточно сложный, двухступенчатый сценарий обмана. На практике это выглядит так. Кибераферист меняет номер посредством специальных средств IP-телефонии, когда на экране жертвы высвечивается реальный телефонный номер реального  отделения полиции. Даже если гражданин попадается сверхбдительный, и проверяет, откуда поступает звонок, догадаться в таком случае о том, что имеет дело с мошенником, он не сможет. Более того, теперь он уверен, что ему звонит настоящий следователь полиции. Именно в этот момент фейковый «полицейский» начинает свою игру:

предупреждает о зафиксированном случае мошенничества, или рассказывает страшную историю об «утечке данных из банка». Напугав человека жутким последствиями для его банковского счета, мошенник переходит ко второй фазе «разводки», и переводит жертву на подельника, предупредив о том, что «разговор секретный и никому нельзя об этом говорить», поскольку, ясен пень, речь идет о «тайне следствия». Подельник обычно представляется «сотрудником службы безопасности банка», и просит скачать приложение по высланной ссылке. Как только человек выполняет эту просьбу, аферисты получают доступ к его мобильному банку и обчищают его.

Чтобы не стать жертвой телефонного или компьютерного гоп-стопа, достаточно соблюдать элементарные правила безопасности, - например, не переходить по подозрительным ссылкам с неизвестных сайтов, - и помнить, что ни полицейские, ни сотрудники банков никогда не звонят с подобными просьбами. Самое простое – позвонить в свой банк по телефону, указанному на обороте банковской карты. Еще проще вообще не разговаривать с мошенниками,. Так вы и нервы сбережете, и денежка целее будет.

Оценить статью
(0)