Банкиры хотят вернуть деньги жертвам кибермошенников?

Банкиры хотят вернуть деньги жертвам кибермошенников?

Банкиры хотят вернуть деньги жертвам кибермошенников?

Увы и ах, но, по данным департамента информационной безопасности Центрального банка России, обманутые телефонными и компьютерными мошенниками россияне могут вернуть себе украденные деньги только в 10 процентах случаев.  90 процентов таких история заканчиваются тем, что жертва мошенников не может доказать факта обмана, поскольку сама перевела деньги на указанные аферистами счета, либо насообщала им столько персональных данных, что мошенники сами справились с очисткой ее счета. Можно, конечно, бегать по судам и доказывать, что тебя обманули, или закидывать полицию жалобами на кибержуликов, но шансы вернуть деньги останутся практически нулевыми. Между тем, только в прошлом году мошенники умыкнули у наших не в меру доверчивых сограждан и компаний более 9 миллиардов рублей, и, судя по первому кварталу нынешнего года, вряд ли 2021 год станет для аферистов менее урожайным. Но, возможно, в обозримом будущем обманутым чуть полегчает: Минфин и Центробанк предложили упростить возврат денег жертвам обмана посредством заморозки похищенных сумм на счетах мошенников.

Эта процедура заработает, если Госдума примет разрабатываемый сейчас Центробанком законопроект. Речь идет о введении регламента автоматической блокировки спорной суммы на счете злоумышленника или посредника после обращения жертвы. Предусматривается и упрощенная судебная процедура без привлечения истца и ответчика. Правда, новое правило будет работать лишь в том случае, если депутаты Госдумы внесут соответствующие изменения в целый ряд «параллельных» законов. Особенно это коснется законов, направленных против «отмывателей» денег.

Новый порядок работы с подозрительными счетами назрел давно. С кибератаками вроде фишинговых писем или звонков от «сотрудников банка» хотя бы раз в жизни сталкивались почти 87 процентов россиян. Только в 2020 году мошенники провели на 34 процента больше операций, чем в 2019 году, и украли при этом на 52 процента больше денег. Пострадавшим удалось возместить только чуть более десяти процентов украденных средств, остальное навсегда осело в карманах аферистов. Проблема в том, что более 60 процентов жертв обмана сами перечисляют деньги на счета мошенников, либо сообщают ворам номера банковских карт, после чего мошенники проводят операции по переводу денег на свои счета. В таких случаях банки отказываются возмещать ущерб. Это касается и физических, и юридических лиц, хотя последние почти в десять раз реже попадаются на удочку аферистов.  

Когда статистика киберобманов стала совсем тревожной, президент поручил Центробанку разработать к 1 июля 2021 года предложения по защите граждан от действий мошенников.  

Наверное, для этого ЦБ не должен был ждать «указивок» из Кремля, но оставим в покое нюансы бюрократической жизни, и посмотрим, что же предлагает регулятор для усложнения жизни аферистов и облегчения жизни обманутых этими аферистами граждан.

Первое, что предложил ЦБ – ввести автоматическую блокировку спорной суммы на счете вероятного мошенника сразу после обращения пострадавших. В таких случаях важна именно оперативная автоматическая блокировка, - в половине случаев мошенники снимают похищенные деньги в течение первого часа после перевода, а еще в 47 процентах случаев деньги снимаются через пару часов. Иными словами, почти в 100 процентах таких историй через три часа после перевода денег на счету уже нет. Найти украденные суммы крайне тяжело, поскольку мошенники давно научились заметать следы с помощью нескольких переводов, при этом первым получателем, или «дропом», оказывается, как правило, подставная личность, вернее, ее персональные данные, используемые аферистами. Даже если служба безопасности банка подозревает, что эта операция незаконна, остановить ее никто не сможет, поскольку банк не имеет права блокировать уже зачисленные средства, либо отказать в выдаче этих денег, которыми может распоряжаться только «дроп». Теоретически деньги можно вернуть жертве обмана, но только по решению суда, что потребует для начала заведения уголовного дела. Но пока суд да дело, мошенники успевают снять деньги и исчезнуть вместе с ними в неизвестном направлении.

Именно поэтому Центробанк предлагает упростить, а значит, и ускорить судебную процедуру для оперативной заморозки и возврата украденных денег. Такой ускоренный судебный порядок, предусмотренный для подобных случае, действует в США, во многих странах Европы, и в Великобритании. В случае появления денег на подозрительных счетах, суд может принять заочное решение о возврате денег обманутой жертве, при этом не требуется присутствия ответчика и истца. Как скоро такой порядок будет введен в России, прока не очень понятно: в ЦБ говорят, что это потребует не только принятия нового закона, но и внесения изменений в уже существующее законодательство. Так, понадобится ужесточить наказание за продажу личных данных, и упростить процедуру блокировки вредоносных мошеннических сайтов. По мнению банкиров, автоматическую блокировку сумм на счете подозрительного получателя надо вводить как минимум на 25 дней, что как минимум до 15 процентов повысило бы долю возвращенных похищенных денег. Еще больше пользы принесло бы право банков передавать пострадавшим от мошенников людям персональные данные владельца счета, на который были переведены деньги. Тогда жертва обмана сможет сразу обратиться в суд с иском на конкретного гражданина. Разумеется, в 99 процентах случаев это будет подставная фигура, но она может оказаться той самой ниточкой, с помощью которой правоохранители смогут выйти на реальных похитителей чужих денег. Пока же, по признанию правоохранителей, более 50 процентов таких преступлений остаются «висяками» именно из-за того, что невозможно установить личность подозреваемого в мошенничестве. Но у этого предложения есть два «но»: по закону, банк, да и никто другой, не может передавать кому-либо персональные данные без согласия их владельца; да и граждане не должны саами разбираться с мошенниками, - иначе для чего в полиции и судах сидят специально обученные люди?   

Смогут ли нововведения в гражданском и банковском регулировании усложнить жизнь мошенникам и уменьшить количество случаев обмана граждан, покажет время. А ждать нововведений придется долго, - пока законопроекты находятся  в Минфине и Центробанке в стадии разработки, и даже если они появятся до 1 июля, придется еще передавать документ на экспертизу в профильные министерства и ведомства, а потом дожидаться возвращения с каникул депутатов Госдумы, которые должны рассмотреть законопроект в трех чтениях. Это означает, что в самом лучшем случае, новая процедура сможет вступить в силу только с 1 января 2022 года,  - хотя практика показывает, что такие законопроекты могут долго пылиться в канцелярии Госдумы.

Оценить статью
(0)