Выяснением этой темы занялось «Радио Свобода» Программу ведет @ Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ирина Стоилова и Джованни Бенси, и политолог, сотрудник Института Европы Ирина Кобринская.
Андрей Шароградский: Владимир Путин наносит государственный визит в Италию и примет участие в саммите Россия - Европейский Союз. О программе поездки - римский корреспондент Радио Свобода Ирина Стоилова:
Ирина Стоилова: Весьма насыщенная программа двухдневного визита Владимира Путина в Италию предусматривает сначала встречу в среду утром с президентом Италии Чампи, после чего президент России поклонится перед Алтарем Родины, где похоронены солдаты, погибшие за объединение Италии. Затем состоятся двухсторонние переговоры российской делегации с премьер-министром Сильвио Берлускони и с представителями итальянского правительства. В интервью итальянской газете "Коррьере делла сера", опубликованном во вторник, Владимир Путин заявил, что Италия является привилегированным партнером для России, и на нынешний момент нет даже ни одной проблемы в отношениях между двумя странами. Подобные дружеские заявления раньше сделал и итальянский министр иностранных дел Фратини после своего недавнего визита в Москву, называя Россию другом и партнером в осуществлении стратегии безопасности.
Если хорошие личные отношения между Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони, для которых это будет уже шестая встреча за последний год, вряд ли будут омрачены с происходящим в связи с делом "ЮКОСа", то эта тема может, по мнению обозревателей, внести некоторое смущение в диалоге с Европейским Союзом. Саммит Россия - Европейский Союз пройдет в четверг в Риме при участии председателя Европейской комиссии Романо Проди. Основными темами разговоров будет создание общего экономического пространства Россия и ЕС, проблема визового режима для российских граждан и ситуация в Чечне. В том же самом интервью газете "Коррьере делла сера", Владимир Путин заявил, что российская культура является европейской, и что он видит будущее страны в Европе. По поводу беспокойства западных стран в связи с арестом Ходорковского Владимир Путин сказал, что в этом деле нет ничего экстраординарного, и что он является категорическим противником пересмотра результатов приватизации, даже если они не являются идеальными, поскольку это приведет к серьезным негативным последствиям для экономики. Президент России попытался успокоить западную общественность, заявляя накануне визита, что линия экономических либеральных реформ в России не подвергается дискуссии. Между тем, на пресс-конференции в Риме российские правозащитники, в том числе Лев Пономарев и Андрей Бабушкин, назвали арест Ходорковского политическим преследованием и говорили о нарушении прав человека в России.
Андрей Шароградский: Нынешнее состояние отношений между Россией и Европейским Союзом мы попросили прокомментировать московского политолога, сотрудника Института Европы Ирину Кобринскую. Как вы считаете, нынешняя внутриполитическая ситуация в России оказывает влияние на отношения России с Европейским Союзом?
Ирина Кобринская: Скорее нет, чем да - я бы так сформулировала. Потому что, судя по тем откликам, которые приходят из Европы, а не из Соединенных Штатов, я не говорю здесь о поведении бизнеса, Европа, по-моему, склонна занять выжидательную позицию и пока что очень спокойно реагирует на события в Москве политические. Причины этого различные. Но, мне кажется, первое, что важно - это то, что Европе очень важно, чтобы Россия была стабильна, а что делается внутри России, на самом деле, это их второй интерес. Это, безусловно, представляет интерес для европейских бизнесменов, но и здесь они, наверное, могут немножко подождать. В любом случае, для Европы, а в конце концов, и для Соединенных Штатов, будет приемлем такой вариант, когда внутри страны будут, скажем так, закручиваться гайки, а внешний курс России будет оставаться таким, какой он был. Насколько это совместимо - это уже совершенно другой вопрос.
Андрей Шароградский: Заявления Путина о том, что деприватизация в России невозможна - насколько это важно для будущих европейских инвесторов в контексте нынешней ситуации?
Ирина Кобринская: До недавнего времени такие сигналы, такие слова, риторика Путина воспринимались как стопроцентная гарантия. Сейчас, наверное, это не полная гарантия. Во-первых, потому что говорят одно, а происходит что-то другое, а, во-вторых, если мы начнем анализировать эту ситуацию, прежде всего это дело "ЮКОСа", то, я не думаю, что найдется кто-то, кто даст полную гарантию, что ситуация находится под полным контролем президента. И поэтому говорить о том, что его слова означают ровно то, что именно так и будет происходить, сейчас, наверное, нельзя. Кроме того, в результате проблем, возникших с "ЮКОСом", ситуация резко дестабилизировалась, произошли смены сейчас, как мы знаем, в Кремле и, очевидно, будут происходить смены в правительстве. Когда и какие - надо смотреть. Но в любом случае, политическая ситуация, расклад сил постепенно меняется, что будет означать, что и эта позиция по деприватизации может несколько измениться. Я не говорю о том, что в России пойдет процесс деприватизации, но то, что будет уделяться большее внимание государственным предприятиям, и, возможно, дело ЮКОСа не окажется последним - это вероятно.
Андрей Шароградский: А чего можно ожидать от нынешней поездки Владимира Путина по странам Европы? Можно ли рассчитывать, что эта поездка принесет какие-то особые результаты, а не будет обычным государственным визитом?
Ирина Кобринская: Прежде всего, здесь нужно говорить о том саммите, который будет - Россия - Евросоюз. В общем, этот саммит, на самом деле, очень важный. Другое дело, что я сегодня посмотрела наши газеты российские - о нем не говорится нигде. Это достаточно интересный знак. Потому что все, безусловно, заняты происходящим в стране, и уже об этой стороне вопроса, насколько события внутри, и перестановки политические, и дело «ЮКОСа» отразятся на связях России и Евросоюза, вот об этом пока что не говорят. Наверное, завтра-послезавтра будут больше уделять внимания. Можно сказать только одно, что отношение России с европейскими странами, с Евросоюзом - это два параллельных направления. Для России долгое время было очень удобно поддерживать двусторонние отношения по многим причинам. Во-первых, потому что это традиционная модель, а во-вторых, потому что Путину удалось наладить отношения такие доверительные, что ли, с западными лидерами - с Шредером, Блэром, Шираком. Но при этом каждый раз Москва упиралась в то, что есть хорошие двусторонние отношения, но и есть и брюссельская бюрократия. Существует Евросоюз, и многие решения принимаются именно на уровне Евросоюза. Москве это просто трудно осознать. Вроде бы пришло это осознание. И в тот момент, кода оно пришло, и после того, как Москве очень позитивно была настроена к развитию отношений с Евросоюзом, сейчас наступает отрезвление, причем отрезвление очень практическое, по каким-то абсолютно практическим направлениям, начиная с виз и заканчивая тех потерь, которые понесет Россия в связи с расширением Евросоюза. Я говорю здесь о том, что в тех странах, которые вступают в Евросоюз, будут изменены внешние таможенные тарифы, о том, что начнут действовать нормы Евросоюза на территории этих стран, о том, что возможны какие-то квотовые ограничения. Россия, безусловно, понесет потери. Поэтому сейчас разговор идет очень конкретный, не просто о каком-то партнерстве, сотрудничестве, а речь идет об очень конкретных вопросах. Россия, как мне кажется, сейчас уже настроилась на этот лад жесткой торговли. Насколько это удастся - посмотрим.
Андрей Шароградский: В программу поездки Владимира Путина входит и посещение Ватикана, встреча с Папой Римским Иоанном Павлом Вторым. Повлияет ли эта встреча на взаимоотношения между Римской Католической и Русской Православной церквями? Рассказывает обозреватель Радио Свобода Джованни Бенси:
Джованни Бенси: Визит Владимира Путина в Рим будет иметь и религиозную сторону: в среду вечером Папа Римский Иоанн Павел Второй примет его на аудиенции в Ватикане и проведет с ним беседу. От встречи президента с Понтификом ждут импульса для диалога между Католической и Русской Православной церквами. Представитель Московской Патриархии Всеволод Чаплин накануне заявил, что Путин "знает позицию Русской Православной церкви в связи с ее отношениями с Ватиканом и относится к этой позиции с пониманием". Речь идет, в частности, о встрече между Иоанном Павлом Вторым и Патриархом Алексием Вторым, как и, вообще, об улучшении отношений между обеими церквами. Чаплин по этому поводу пессимист: "Пока, - заявил он, - Ватикан к такому улучшению не готов".
Путин не так категоричен. Отвечая на вопросы крупнейшей итальянской газеты "Коррьере делла сера", российский президент заявил, что "мы все должны способствовать объединению христианского мира". Затем, имея в виду общеевропейские проблемы, Путин высказал точку зрения, очень близкую позиции Иоанна Павла Второго, без устали повторяющего ее, например, в связи с обсуждением проекта европейской конституции. "Христианство, - сказал Путин, - лежит в основе европейской культуры и европейской цивилизации". Одобряет ли президент поездку Римского Первосвященника в Москву? Путин ответил скорее обтекаемо: "Я считаю своей целью, - сказал он, - не столько добиться того, чтобы Папа смог приехать в Россию, сколько способствовать объединению христианского мира, делая все необходимые для этого шаги". Однако, добавил президент, "мы должны интегрироваться, не теряя нашей культуры и нашей самобытности".
Вот именно потери самобытности, своего рода "окатоличения" русского православия, опасается Московская патриархия от установления более тесных связей с Ватиканом. Недаром, с перспективы Данилова монастыря, главным препятствием на пути улучшения отношений является так называемый "прозелитизм", которым якобы занимается католическое духовенство в России. Ватикан считает такие опасения преувеличенными и отрицает всякое намерение насадить в России католицизм в ущерб Православию. Может быть, визит Путина действительно послужит сближению взаимных позиций, но нет никакой гарантии того, что именно так и будет.