Предыдущая статья

Узбекистан: Американские войска могут оставаться здесь столько сколько им нужно

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Узбекистан разрешит Соединенным Штатам сохранять свой воинский контингент здесь до тех пор, пока продолжаются военные действия в Афганистане, и рассмотрит постоянное нахождение военного аванпоста США, если Вашингтон захочет того, заявил министр иностранных дел Узбекистана Садык Сафаев в минувшие выходные.

В беседе, состоявшейся перед визитом министра обороны США Дональда Рамсфелда в Узбекистан, Садык Сафаев также сообщил агентству Ассошиэйтед Пресс, что Узбекистан взял курс на улучшение ситуации прав человека, которая стала объектом резкой критики в последнее время. Он сказал, что двое осужденных граждан Узбекистана, которым были вынесены строгие приговоры, вероятно, скоро будут амнистированы.

Визит Рамсфелда в Узбекистан будет третьим по счету в течение двух лет. Глава Пентагона после встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым отправится в Казахстан и Афганистан, сообщил С.Сафаев.

Узбекистан – центрально-азиатская страна, о котором до событий 11 сентября 2001 года никто не знал, стал стратегическим союзником США в начатой ими войне с так называемым терроризмом. Военная база США, расположенная на юге Узбекистана в городе Ханабад стала ключевым пунктом для перемещения американских войск в Афганистане.

Узбекистан и США подписали двусторонний договор о стратегическом сотрудничестве в 2002г. С тех пор в этой бывшей советской республике находится многотысячный американский военный контингент.

Пока войска продолжают боевые действия в Афганистане, «мы несем определенные обязательства как страна-член международной антитеррористической коалиции, чтобы разрешить войскам США использовать военную инфрастуктуру в Узбекистане», - сказал С. Сафаев.

Ранее, президент Каримов исключал возможность долгосрочного присутствия американских воинского контингента в Узбекистане, однако Сафаев заявил, что узбекское правительство примет решение после того, как Пентагон завершит свою оценку по развертыванию американских войск по всему миру.

В программе визита Рамсфелда также будет рассмотрен вопрос о нераспространении оружия массового поражения, включая предоставление американской помощи по завершению начатых работ с бывшей советской лабораторией производившей биологическое оружие - сибирскую язву. Пока, Вашингтон обязался вложить в проект очистки 6 мил. долларов, однако Сафаев призывает к более тесному сотрудничеству.

Наихудшая ситуация с соблюдением прав человека в Узбекистане препятствует сотрудничеству в сфере нераспространения оружия массового поражения и в других областях.

Узбекистан не сделал никаких успехов в области соблюдения прав человека, чтобы отвечать требованиям «программы отказа от применения ядерного оружия» финансируемой США. Однако президент Буш в декабре прошлого года был вынужден предоставить эту помощь Узбекистану исходя из интересов национальной безопасности своей страны.

Соглашение о стратегическом партнерстве между двумя государствами также требует от правительства Узбекистана позитивных сдвигов в области соблюдения прав человека, чтобы получить финансовую помощь. Следующая оценка ситуации прав человека в Узбекистане должна состоятся в апреле текущего года.

В докладе спецдокладчика ООН Тео ван Бовена по пыткам, посетившего Узбекистан в конце 2002 года говорится, что пытки в тюрьмах Узбекистана «систематические». Садык Сафаев заявил, что Узбекистан уже сделал улучшения в этой области и пригласил спецдокладчика ООН Тео ван Бовена снова посетить Узбекистан «в любое время».

Сафаев в субботнем интервью намекнул на то, что амнистия должна коснутся двух осужденных граждан Узбекистана, которые стали причиной широко распространенной международной критики в адрес правительства Узбекистана.

Ранее в этом месяце, суд Узбекистана заключил в тюрьму 62-летнюю мать заключенного Музафара Авазова, который был убит в тюрьме под пытками. Фатима Мукадирова была признана виновной в антиконституционной деятельности и за сохранение запрещенной литературы, однако ее семья и активисты правозащитных организаций заявляют, что ее осуждение политически мотивировано и стало возмездием за привлечение ею внимания к подозрительным обстоятельствам смерти ее сына.

Сафаев отверг претензии в свой адрес и заявил, что Мукадырова является «активным» членом запрещенной исламской партии «Хизб ут-Тахрир». Тем не менее, он сказал, что он надеется, что во вторник апелляционный суд помилует Мукадырову из-за ее преклонного возраста.

Сафаев также высказал мнение, что независимый журналист Руслан Шарипов, отбывающий четырех годичный срок наказания в тюрьме за гомосексуализм и имевший половое отношение с несовершеннолетними, может быть освобожден. Правозащитные организации и западные дипломаты сообщили, что дело против Шарипова был мотивировано его критическими статьями в адрес правительства.

«Может случиться так, что (Шарипов) будет амнистирован», - сказал Сафаев. «Лично я против этого... но, почему-то международное сообщество думает, что я неправ».

Для информации: В докладе спецдокладчика ООН по пыткам Тео ван Бовена посетившего Узбекистан в 2002 году говорилось, что пытки в тюрьмах Узбекистана применяются систематически. Однако Садык Сафаев, находясь в столице Бельгии Брюсселе 27 января 2004 года, на встрече с руководством Европейского Союза, заявил, что «...Узбекистан принимает меры по искоренению пыток в тюрьмах...» и «...пытки в тюрьмах Узбекистана больше не являются систематическими, как говорилось в отчете специального докладчика ООН по пыткам Тео ван Бовена...».

После громких заявлений главы внешнеполитического ведомства Узбекистана группа жителей города Яйпан Ферганской долины обратилась с открытым письмом спецдокладчику ООН Тео ван Бовену, где подробно описали все случаи применения пыток сотрудниками правоохранительных органов области в отношении лиц подозреваемых в совершении преступлений, которое обрело массовый характер. Это не единичный случай. Также много писем с жалобами поступают в адрес местных и международных правозащитных организаций, где сообщается о возрастании случаев применения пыток и жестоких обращений в отношении религиозных и политических узников, сообщает "Мусульманский Узбекистан" .