Предыдущая статья

От Парижа до Брюсселя один шаг?

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Еще год назад стало известно о рокировке белорусских послов в Париже и Брюсселе. Экс-министра иностранных дел Беларуси Владимира Сенько переместили с должности посла в Париже на такую же в Брюссель. А Сергея Мартынова из Брюсселя, где он и года не проработал, вернули в Минск, назначив главой внешнеполитического ведомства. И с тех пор рабочий кабинет посла в Брюсселе пустует. Владимир Сенько почему-то по- прежнему находится в Париже.

Специфика работы белорусского посла в Брюсселе заключается в том, что он одновременно выступает в трех ипостасях: полномочного представителя в НАТО, в Евросоюзе и собственно посла в Бельгии. Поэтому вновь назначенному послу необходимо получить от этих трех инстанций агреман. Процедура эта порой довольно рутинная и длительная. Но за прошедший год новый белорусский посол все три эти агремана получил – также как формальное утверждение своей кандидатуры в белорусском парламенте. Помнится, представляя его депутатам, заместитель министра иностранных дел Александр Михневич отметил, что лучшей кандидатуры, чем Владимир Сенько и сыскать трудно. Действительно, карьерный дипломат, бывший как главой, так и заместителем главы внешнеполитического ведомства, проработавший не один год послом в Варшаве, Лондоне, Париже, снискал заслуженный авторитет среди своих коллег, да и среди журналистской братии, что сегодня является большой редкостью для белорусского чиновника.

Сегодня, некогда заведенные в МИДе при В. Сенько либеральные традиции в отношении журналистов, к сожалению, преданы забвению. Вопреки всем законам о средствах массовой информации, за последний год работа ведомства приобрела закрытый характер. Эта закрытость напоминает советские времена, когда скрывали не достижения, а недостатки. Или, как говорят некоторые чиновники, паралича того или иного ведомства.

Продолжающееся пребывание нового посла на прежнем месте работы в Париже невольно вызывает вопросы о причинах такой ситуации. Ведь Евросоюз пытается наладить активный диалог с официальным Минском. И постоянная работа его представителя в Брюсселе просто необходима. Так в чем же дело?

Некоторые наблюдатели полагают, что такое сидение может быть связано с тем, что до сих пор не назначен преемник В. Сенько в Париже. По некоторым данным, среди кандидатов фигурирует и один из нынешних заместителей главы МИД Беларуси. Правда, как свидетельствует практика кадровых назначений, в последнюю минуту среди кандидатов может появиться очень неожиданная фигура. Впрочем, существует и практика, когда уже утвержденных меняли на других. Так было в свое время с новым послом в Германии и представителем Беларуси в ООН. Пройдя все необходимые процедуры утверждения, они так и остались дома. Были и другие случаи.

В связи со сложившейся непонятной ситуацией вокруг приезда в Брюссель нового посла Беларуси, невольно обращает на себя внимание следующее. На минувшей неделе в Минске прошел немецко-польско-белорусский форум «Новое соседство после расширения Евросоюза». Представитель МИД ФРГ Рольф Шютте и замминистра иностранных дел Беларуси Александр Михневич в своих выступлениях на форуме неоднократно и дружно отмечали, что не могут озвучить, из-за совместных договоренностей, подробности недавних переговоров между Минском и совместной миссией Евросоюза и США. Однако эта встреча, по их словам, имела большое значение. После таких признаний у некоторых слушателей создалось впечатление, что кто-то, засекречивая ( от кого?) некие договоренности, не прочь поиграть на нервах Кремля. Мол, Минск прорабатывает западный вектор своей внешней политики. Если элементы такой игры имеют место, то вся эта секретность выглядит смешно. Тем более, когда новый посол сидит в Париже. Евросоюз уже в достаточной мере озвучил свое отношение к проводимой руководством Беларуси политике. Похоже, там уже почти никто не питает иллюзий в этом отношении.

Представляются весьма интересными и совсем не смешными комментарии по поводу выступлений представителей МИД ФРГ и Беларуси, которые высказал известный берлинский политолог Александр Рар. В частности, он сказал, что время принуждает спешить, и Беларусь должна принимать решение. Нейтралитет ей не поможет. Глобализация требует своего. Александр Рар полагает, что Запад в лице США и Евросоюза теперь был бы заинтересован в том, чтобы Беларусь объединялась с Россией. По его мнению, Запад не верит в то, что путинская Россия, которая после думских выборов пошла по пути авторитаризма, способна позитивно повлиять на демократизацию Беларуси – как это считалось еще год назад. «Я думаю, что Запад ставит Беларусь перед выбором, разъясняя ее руководству, что процесс «wider Europe» – это очень серьезный процесс»,- заявил немецкий политолог. Видимо, над осознанием его серьезности продолжают тяжело работать в Минске, думая и о том, что делать белорусскому послу в Брюсселе.

 

Роман Яковлевский (RR)