Предыдущая статья

Чужие здесь не ходят

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Национальный резервный банк получил мандат от президента Туркмении Сапармурада Ниязова на урегулирование требований Туркмении к бывшим республикам СССР на $500 млн. Именно благодаря работе с долгами десять лет назад НРБ стал заметным банком.

Пока президенты Туркменистана Сапармурад Ниязов и НРБ Юрий Кудимов договорились устно. Сейчас туркменская сторона оформляет официальное соглашение. «Думаю, все будет завершено в ближайшее время, а действовать мандат на урегулирование долгов будет до конца года», — говорит Кудимов. В туркменском посольстве в Москве «Ведомостям» подтвердили наличие договоренностей, но комментировать их до оформления документов не стали. А источник, близкий к туркменским властям, связывает получение мандата НРБ с планами российских компаний «Итеры», «Роснефти» и «Зарубежнефти» по разработке месторождения на туркменской территории Каспийского шельфа. Но в НРБ эту связь категорически отрицают.

В НРБ называют выбор туркменбаши закономерным: банк уже пять лет сотрудничает с «Итерой», продающей туркменский газ, например, в области торгового финансирования. Именно поставки газа из Туркмении и не оплатили страны СНГ в начале 1990-х гг., задолжав $500 млн. Около $100 млн. приходится на Казахстан, более $300 млн. — на Грузию, $55 — 60 млн. — на Азербайджан, $100 млн. — на Узбекистан. Кудимов уверяет, что обязательства признаны всеми должниками. С Казахстаном, Грузией и Азербайджаном НРБ уже договаривается о сроках оплаты долгов и штрафах за задержку.

За прошедшую пятилетку в Туркмении НРБ хорошо узнали, и столь важный в Средней Азии фактор, как личностные отношения, мог сыграть не последнюю роль, допускает Кудимов. Тендера по выбору банка власти Туркмении не проводили, хотя были претенденты и помимо НРБ. По мнению Кудимова, российский банк победил иностранных конкурентов во многом благодаря опыту работы с долгами стран СНГ. Десять лет назад задолженность Украины за газ — $1,4 млрд. — перед «Газпромом», который был основным акционером НРБ, была переоформлена в облигации. В 1997 г. такую же операцию на $170 млн. провернули с долгами Молдовы. Бумаги бывших братских республик оказались на балансе НРБ.

«Такого опыта нет ни у кого, ни в России, ни в СНГ. Более того, основатель и бывший президент банка Александр Лебедев даже посвятил этой теме кандидатскую диссертацию», — рассказывает знакомый с Лебедевым банкир.

Между тем два года назад НРБ не смог урегулировать задолженности Грузии перед Туркменией. «Договориться с Эдуардом Шеварднадзе не удалось — республике было нечего предложить Туркменистану по товарам», — вспоминает президент НРБ.

Размер вознаграждения, которое получит НРБ в случае успешного урегулирования требований, Кудимов не назвал: «Он соответствует международной практике». А бывший директор департамента внешнего долга Минфина, председатель совета Московской международной валютной ассоциации Андрей Черепанов говорит, что в мировой практике стандартного вознаграждения за урегулирование межгосударственных долгов не существует. По его мнению, НРБ получит за работу «от долей до нескольких процентов, к примеру - два». Ведущий исследователь Института мировой экономики и международных отношений Игорь Доронин увязывает размер комиссии с индивидуальными договоренностями между кредитором и агентом и со «степенью проблемности» задолженности. «Работа посредников хоть и эффективнее, но непрозрачна и дает массу возможностей для коррупции», — рассказывает бывший чиновник Черепанов.

«В такой ситуации, как правило, действуют прямые договоренности между сторонами», — говорит Александр Шуваев, вице-президент компании «Русские фонды», специализирующейся на долговых бумагах. Президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев не исключает, что часть долга НРБ выкупит на себя с дисконтом 20 — 30%. При этом банк останется агентом правительства Туркмении по урегулированию долгов.

Кроме того, НРБ поможет Туркмении разобраться с долгами российских банков. Дело в том, что до 1998 г. часть резервов ЦБ Туркмении размещал в России.

«Российскому кредиту» было доверено $20 млн., Инкомбанку — $2 млн., ОНЭКСИМбанку — $40 млн. Со всеми, кроме «Инкома», «можно поработать», уверены в НРБ. Между тем в Росбанке, ставшем преемником «ОНЭКСИМа», уверены, что все долги урегулированы.

Василий Кудинов

 

Источник: «Гундогар»