Предыдущая статья

Эвалдас Игнатавичюс: "Диалог с Беларусью оживился"

Следующая статья
Поделиться
Оценка

24 мая 2004 года, на встрече с коллективом Вильнюсского университета, временный президент Литовской Республики Артурас Паулаускас обнародовал новую концепцию внешней политики Литвы. Впервые, отдельным пунктом в ней значится соседняя Беларусь. О состоянии дел в литовско-белорусских отношениях говорится в эксклюзивном интервью заместителя министра иностранных дел Литвы Эвалдаса Игнатавичюса для проекта "Wider Europe".

 

Вопрос: В последнее время наблюдается ужесточение политики Европейского Союза в отношении руководства Беларуси. Тем не менее, после своего вступления в ЕС, Литва продолжает отстаивать свое право проводить активную и более сдержанную политику в отношении Беларуси. Не так ли?

 

Ответ: Как и другие члены Европейского Союза, мы должны во всех отношениях руководствоваться его общей позицией и политикой. Но, я думаю, все государства имеют какие-то свои особенности, подходы в политике со своими соседями. Финляндия, в свое время, выдвинула инициативу "Северное измерение". И мы сейчас вступаем в очень хороший период, когда новая политика только формируется. Предыдущая политика "Расширенная Европа" теперь называется просто европейской политикой нового соседства. По всему периметру Европейского Союза. Следует отметить, что в других регионах соседства с ЕС уже функционируют свои правила, соглашения. Я имею в виду Средиземноморье, Балканы. Новая политика сейчас больше всего нужна как раз здесь, на Востоке. И мы очень активно включились в этот процесс. Литовская политика в отношении Беларуси, которую мы проводили и до своего вступления в Европейский Союз, станет важным звеном общей европейской политики, которая сейчас вырабатывается. Мы внесли наши предложения. Совместно с Польшей мы также сделали общие предложения в отношении Беларуси. Основные положения данной политики - это, разумеется, сотрудничество, интеграция. Думаю, что пока, возможно, не хватает информации, а может быть и желания заниматься серьезно некоторыми проблемами. Но не может быть дисбаланса, когда есть политика, финансы на южном направлении и нет политики на восточной границе Европейского Союза.

 

Вопрос: Последние известия из Брюсселя свидетельствуют, что, в отличие от других стран, Беларусь пока не подключили к программам "новых соседей" ЕС. Значит ли это, что предложения Литвы в Брюсселе не услышали?

 

Ответ: Пока окончательные решения не приняты. Еще дискутируются предложения, сделанные Европейской комиссией. Как я уже говорил, мы сделали свои предложения, замечания. Наши предложения находят все больше союзников, которые также считают, что нужны очертания тех возможностей, которые есть у Беларуси в отношениях с Европейским Союзом. Конечно, реализация таких возможностей будет зависеть, прежде всего, от самой Беларуси.

 

Вопрос: Не слишком ли затянулось ожидание каких-то положительных импульсов от официального Минска?

 

Ответ: Конечно, хотелось бы, чтобы подвижки с белорусской стороны были более быстрыми, динамичными. Правила игры ясные. Реализация предложений, выдвинутых Европейским союзом, зависит от встречных шагов, которые должно сделать правительство Беларуси. Я имею в виду шаги в сферах соблюдения прав человека, прозрачности выборов, права доступа к СМИ. Все это опирается на выводы, сделанные ОБСЕ, Советом Европы. Так что план действий существует. И его хорошо знают и в Брюсселе, и в Минске. Будем надеяться, что прогресс сейчас будет иметь место. По нашему мнению, диалог оживился. По крайне мере, мы стараемся, чтобы это происходило также между Советом Европы, ОБСЕ и Беларусью. Всемерно способствуем тому, чтобы в этих структурах было больше информации. Недавно, наш посол в Вене инициировал приезд в Минск послов балтийских, скандинавских государств. Стараемся инициировать и другие формы сотрудничества. В том числе, касающихся предстоящих парламентских выборов в Беларуси. Они станут важным рубежом для определения дальнейших отношений между Европейским Союзом и Беларусью.

По другим вопросам мы также внесли свои предложения. Например, как должны включаться механизмы трансграничного сотрудничества. Сейчас, возможностей появится больше. Могу сказать, что на проекты для литовско-калининградской границы в 2004-2006 годах принято решение выделить 45 млн. евро. И мы будем стараться, чтобы такой баланс был и на остальных границах Евросоюза. Напомню, что у нас с Беларусью 640км общей границы.

 

Вопрос: Вы сказали, что диалог с Беларусью оживился. Известно, что главы внешнеполитических ведомств Польши и Беларуси, пусть неформально, но встречались. Например, в Беловежской пуще, на польской территории. А когда такой уровень контактов у Литвы будет с Беларусью?

 

Ответ: Наш министр встречался с белорусской коллегой в Нью-Йорке. Во время сессии ООН. Думаю, встречи должны носить конкретное, новое содержание и приносить пользу. Мы надеемся, что их контекст будет меняться в позитивном смысле. Как я уже говорил, это зависит от встречных шагов белорусской стороны.

 

Вопрос: А когда снова появится в литовском посольстве в Минске военный атташе?

 

Ответ: В ближайшие недели. Полагаю, сняты проблемы, которые были связаны с этим вопросом. Хотел бы отметить, что в первых числах июня, в Вильнюсе, у меня состоится встреча с белорусским коллегой, заместителем министра иностранных дел Александром Михневичем. И мы обсудим всю проблематику двухсторонних отношений.

 

Вопрос: После вступления в Европейский Союз, у Польши и Литвы возникла необходимость заключить новые соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Беларусью. Как известно, 30 апреля Польша это сделала. Какова судьба аналогичного соглашения у Литвы с Беларусью?

 

Ответ: У нас пока действует соглашение, подписанное 23 февраля 1995 года. Оно не денонсировано. Сейчас, эти вопросы обсуждаются в Брюсселе. У Беларуси нет отдельного соглашения о сотрудничестве с Европейским Союзом. В своем соглашении, мы стараемся сохранить его содержание.

 

Вопрос: А как же тогда обстоят дела в этом вопросе с Россией?

 

Ответ: C Россией мы сделали изменения в четырех соглашениях по договору о партнерстве и сотрудничеству между Россией и Европейским Союзом. С Беларусью ситуация более сложная, так как у нее с Евросоюзом такого договора нет. Литва заинтересована в максимально возможном режиме свободной торговли с Беларусью, Украиной, Россией. 40 процентов торговли Литвы приходится не на Европейский Союз. Это один из самых больших показателей в Евросоюзе. И мы, естественно, заинтересованы в большей свободе отношений с нашими соседями.

 

Вопрос: На Ваш взгляд, как вхождение Литвы в Евросоюз может повлиять на уровень торгово-экономических отношений с Беларусью?

 

Ответ: Я думаю, что положительно. Особенно в динамике взаимных инвестиций. В этом будет играть значительную роль тот фактор, что, будучи частью европейского рынка, Литва имеет хорошие торгово-экономические отношения с Калининградом и Беларусью. Через нас и будут, как мы надеемся, идти значительные иностранные инвестиции к вам. С Беларусью у нас пока динамика экспорта небольшая, но положительная. Конечно, тот факт, что по объемы экспорта-импорта (соответственно 12 и 17 места) Литвы с Беларусью - не серьезные показатели для стран-соседей.

 

Вопрос: Какую позицию занимает Литва в вопросе приема Беларуси в ВТО?

 

Ответ: Конечно положительную. Ведь тогда будут более благоприятные условия для экспорта, транзита.

 

Вопрос: В период обострения проблемы Калининградской области, связанной с расширением Европейского Союза, в Брюсселе решили не подключать Беларусь к диалогу, в котором тогда участвовали Россия, Польша, Литва и ЕС. Сейчас наблюдается процесс активизации сотрудничества Беларуси с калининградским анклавом. Весьма активно развивает отношения с ним и Литва. Может быть, просматриваются перспективы регионального сотрудничества Вильнюс-Минск-Калининград?

 

Ответ: Да, мы видим возможности налаживания трехстороннего сотрудничества в таких сферах, как экология, туризм, транспорт, энергетика. Существуют ведь планы работы еврорегиона, куда также включена и Польша. Если появится финансовая поддержка Евросоюза, то этот еврорегион имеет большие возможности. Мы не рассматриваем Калининград, как проблему. И вообще, после 1 мая мы не ощутили каких-либо особо сложных проблем во взаимоотношениях с Россией и Беларусью. Мы всегда открыты для дискуссий и решения текущих вопросов.

 

Вопрос: Намерена ли Литва по примеру Польши снизить стоимость виз для белорусских граждан?

 

Ответ: Стоимость литовских не сильно отличается от стоимости польских виз. И мы, как и поляки, также предлагали подписать соглашение о бесплатных визах для белорусских граждан взамен на безвизовый режим для литовских. Не получилось.

 

Вопрос: А как обстоят дела с многострадальным соглашением о реадмиссии?

 

Ответ: Мы готовы его подписать уже довольно давно. Но наши белорусские коллеги говорят, что для этого они должны завершить переговоры по аналогичному соглашению с Россией. И тогда, пакетом, со всеми сопредельными странами, Беларусь подпишет соглашение о реадмиссии и с Литвой. Если бы такое соглашение у нас с Беларусью уже было подписано, то оно облегчило бы нам аргументацию в дискуссиях в Брюсселе.

 

Роман Яковлевский (Project «Wider Europe “)