Лидеры армянской оппозиции объявили недавно о продолжении бойкота парламента. Это заявление перечеркивает желание президента Роберта Кочаряна уйти от вопросов о легитимности своей власти.
Кочарян и его оппоненты не ладят с момента президентских выборов 2003 г., отмеченных многочисленными злоупотреблениями. Потерпевший поражение оппозиционный кандидат Степан Демирчян отказывается признавать результаты голосования. Для того чтобы привлечь внимание к своим требованиям, Демирчян и другие лидеры устроили бойкот законодательного органа. В течение семи месяцев оппозиционные депутаты не приходили на заседания парламента.
27 августа исполнительный комитет возглавляемого Демирчяном оппозиционного альянса «Справедливость» решил продолжить бойкотирование очередной парламентской сессии.
Ожидается, что главный союзник альянса – Партия «Национальное единение» (AMK) примет такое же решение. «Справедливость» и AMK – единственные оппозиционные силы в Народном собрании Армении и располагают 23 из 131 места.
Лидеры «Справедливости» недовольны тем, что администрация Кочаряна не выполнила ни одно из требований блока. «Не удовлетворено ни одно из требований, ставших причиной того, что мы покинули Национальное собрание», – заявил Виктор Даллакян, особо выделивший отказ властей провести «референдум по вопросу о доверии» Кочаряну.
Конституционный суд Армении в своем не обязательном для исполнения постановлении о результатах президентских выборов 2003 г. предлагал провести референдум по вопросу о полномочиях Кочаряна. Однако парламент, в котором доминируют сторонники Кочаряна, решил в феврале не ставить этот вопрос на обсуждение. Это, в свою очередь, стало поводом для объявления о бойкоте парламента блоком «Справедливость» и представителями AMK.
Продолжение бойкота оставляет открытой возможность возобновления уличных акций протеста против режима Кочаряна. В марте «Справедливость» и AMK начали организовывать массовые демонстрации с тем, чтобы вынудить Кочаряна уйти в отставку. Однако акции протеста так и не смогли набрать достаточной политической силы, чтобы стать серьезной угрозой режиму Кочаряна. В итоге в мае, на фоне развернутых правительством преследований, демонстрации были прекращены. В конце весны оппозиция официально отказалась от стратегии протестов, однако пообещала продолжить самую активную борьбу за «восстановление конституционного строя» в Армении.
Учитывая негативное влияние бойкота на доверие к себе за рубежом, власти всячески стремятся вернуть в парламент оппозиционное меньшинство. В частности, оппозиции предложено принять участие в подготовке реформы конституции и составлении нового закона о выборах. Одновременно прокочаряновское большинство грозится лишить оппозиционных депутатов их полномочий. Согласно армянским законам, парламентарии могут быть исключены из парламента за систематическое непосещение его заседаний.
Эти угрозы, по-видимому, не воспринимаются всерьез «Справедливостью» и AMK. «Они что, настолько глупы, чтобы это сделать? Я так не думаю», – заявил депутат блока «Справедливость» Шаварш Кочарян (не имеющий никаких родственных отношений с президентом).
Помимо бойкота лидеры оппозиции стремятся принять новую политическую тактику. Они признают неэффективность весенних акций протеста, и теперь эта тактика пересматривается. Так, радикально настроенный лидер AMK Арташес Гегамян полагает сегодня, что армяне должны выводиться на улицы только для самой решительной и быстрой атаки на власть, пишет Eurasianet (http://www.eurasianet.org/russian/departments/insight/articles/eav090104ru.shtml).
Большинство местных аналитиков сомневаются в способности оппозиции мобилизовать массы, с тем, чтобы заставить Кочаряна уйти в отставку. И все же правительство не хочет рисковать. В конце августа власти ужесточили правила проведения многолюдных митингов. Правила основаны на армянском законодательстве, которое, по мнению экспертов Совета Европы, нарушает европейские нормы, касающиеся свободы собраний.
Между тем все чаще ставится вопрос о политических перспективах Кочаряна. Согласно конституции Армении, президент не имеет права баллотироваться на третий срок. Впрочем, некоторые сторонники президента считают, что Кочарян, переизбранный на второй срок, может стать кандидатом на следующих президентских выборах, намеченных на 2008 г. В пакете конституционных поправок, предлагаемых Кочаряном и его ближайшим окружением, сохраняется норма, ограничивающая президентское правление двумя сроками. Однако предложенные поправки могут претерпеть изменения прежде, чем будут вынесены на референдум в следующем году.
Если допустить, что 50-летний армянский лидер добровольно уступит власть в 2008 г., то он уже сейчас должен позаботиться о своем преемнике. Наиболее очевидным кандидатом представляется его самый верный помощник, министр обороны Серж Саркисян. И президент, и министр – уроженцы Нагорного Карабаха и работали бок о бок с тех пор, как заняли в 1990-х гг. высокие посты в Ереване.
Принимая во внимание значительное влияние, которое Саркисян оказывает на экономические решения, его нередко считают вторым человеком в правительстве. Однако его президентские амбиции расходятся с интересами, по меньшей мере, одной из трех партий, представленных в коалиционном правительстве Кочаряна, а именно Армянской революционной федерации.
В числе других возможных преемников – спикер парламента Артур Багдасарян и министр юстиции Давид Арутюнян. На парламентской сессии ранее в этом году между ними произошел конфликт, после того как Багдасарян обвинил министерство Арутюняна в неправильном использовании займа Всемирного банка, выделенного на цели укрепления судебной власти Армении. Эти обвинения были расценены некоторыми комментаторами как проявление личного соперничества, разворачивающегося между двумя относительно молодыми политиками.
В последние месяцы в правительстве появилась новая влиятельная фракция во главе с генеральным прокурором Агваном Овсепяном. Овсепян близок к Кочаряну и сформировал сильную базу поддержки в Апаране, своем родном районе в центральной Армении. На вид аполитичная организация, которую возглавляет Овсепян, уже имеет нескольких представителей в парламенте и надеется увеличить число своих политических сторонников. Влиятельная ежедневная ереванская газета «Айкакан жаманак» называет Овсепяна одним из потенциальных кандидатов на пост президента.
Вопрос о преемнике президента не вызывает большого интереса у рядовых граждан, многие из которых сомневаются в справедливости самого избирательного процесса. В редакционной статье еще одной газеты, «Аравот», опубликованной в конце августа, говорится: «Следующим президентом станет человек, который будет иметь в своем распоряжении органы безопасности и банды (связанных с правительством) гангстеров».
Эмиль Даниэлян