Генри Форд и сегодня остаётся самым известным в мире автопромышленником, машины марки «Форд» колесят по всем континентам, кроме, разве что, Антарктиды, и жизнь сэра Генри продолжает интересовать даже людей, далеких от автомобилестроения и бизнеса. Как сумел добиться такого успеха этот выходец из небогатой патриархальной семьи фермера-ирландца? Чем отличался от других этот человек, которого в детстве считали ленивым, но который вошел в историю как великий трудоголик, никогда не боявшийся рисков, преодолевший массу трудностей, не раз разорявшийся, но всегда веривший в себя, и, в конце концов, ставший обладателем фантастического и по сегодняшним меркам капитала в 188 миллиардов долларов? В чем секрет успеха Генри Форда? Как ему удалось построить «с нуля» бизнес, переживший и его самого, и его детей и внуков, и до сих пор остающийся «на плаву»?
Возможно, главный секрет создателя «Ford Motor Company», владельца патентов на 161 изобретений и одного из самых богатых людей мира, - в том, что его всегда отличали неукротимая жажда деятельности, нестандартное мышление и безоговорочная вера в себя. А может быть, Форд зашифровал этот секрет в вышедших с 1922 по 1930 годы книгах «Моя жизнь, моя работа», «Сегодня и завтра» и «Движение вперёд»?
Сегодня мы знаем о Генри Форде многое. Знаем, что он был вегетарианцем и автором лозунга «Автомобиль для всех!»; что сам построил свой первый дом; придумал распашные ворота для гаража, мог легко собрать наручные часы; в 1908 году собрал в сарае свой первый автомобиль, а через 18 лет в компании, где работало 200 тысяч человек, с конвейера сошло уже более 13 миллионов «Фордов»; что на воротах всех заводов Форда красовалась надпись: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей»; что на этих заводах был 8-часовой рабочий день, а рабочие зарабатывали вдвое больше, чем на других таких же предприятиях; что Форд запрещал своим рабочим курить, употреблять спиртное и вести себя неприлично; а еще Форд почти никогда не брал на работу женщин, считая, что «женщина - это не только вагон удовольствий, но и три, а то и четыре тонны проблем»; зато охотно устраивал на свои предприятия экс-мафиози, а когда тех арестовывали, - заботился об их семьях…
Мы знаем и противоречивого Генри Форда. Который во время Первой мировой войны был ярым пацифистом и не жалел денег на антивоенную пропаганду, а накануне Второй мировой войны показал себя столь же ярым антисемитом, за что удостоился Большого креста от Адольфа Гитлера, повесившего у себя в кабинете большой портрет Форда, - но уже в начале войны фордовские заводы поддержали оборонный комплекс США, внеся немалый вклад в разгром нацистской Германии.
Мы знаем Генри Форда, как великолепного организатора производства, умеющего «подать» свою компанию в нужном свете, и одним из первых осознавшего пользу рекламы. Конечно, каждое его решение было продиктовано желанием получить как можно большую прибыль. И его автомобили были сплошь черного цвета не потому, что Генри любил черную краску, а потому, что в то время она была самой стойкой и дешевой.
- Мои клиенты могут приобрести автомобиль любого цвета, при условии, что этим цветом будет черный, - иронически говаривал Форд.
Он первым ввел систему контроля качества на автозаводах, - ремонтная бригада у Форда получала деньги, только если не было никаких аварий. А вот как только что-то ломалась, «зарплатный» счетчик останавливался до тех пор, пока поломка не устранялась. Естественно, его рабочие были кровно заинтересованы в высочайшем качестве каждого автомобиля. Не случайно же обложке книги Форда «Моя жизнь и работа» красуется цитата, возможно, дающая ключ к разгадке «секрета успеха» миллиардера: «Качество – это когда все сделано правильно, даже если никто не проверяет». А изобретенный и внедренный Фордом конвейер резко увеличил объемы и качество производства, - и так же резко увеличились прибыли.
Жизнь Генри Форда – просто кладезь самых разных – печальных и курьезных историй.
Как-то он получил письмо от угонщика автомобилей, - тот восхищался машинами Форда и пообещал, что с этого дня будет угонять исключительно автомобили этой марки. А звали этого угонщика Клайд Барроу. Да, да, тот самый, который «Бонни и Клайд»…
А вот другая история. Ехал как-то Форд в автомобиле «имени себя», и увидел на дороге фермера, у которого сломалась машина. Форд остановился и помог фермеру починить автомобиль. Благодарный фермер протянул ему пять долларов.
- Не надо, - остановил его миллиардер. – У меня достаточно денег…
- Да ладно тебе, - недоверчиво усмехнулся фермер. – Если бы у тебя было много денег, ты не ездил бы на таком драндулете…
Кстати, и гараж был создан Фордом случайно. Первую свою «карету без лошадей» он создавал в сарае арендованного дома. Но когда «карета» была готова, оказалось, что она не может выехать из сарая из-за узких дверей. Расстроенный Форд выбил топором несколько кирпичей из дверного проёма. Покатавшись по улицам Детройта и вернувшись домой, он вызвал каменщиков, чтобы те заделали дыру в стене. В это время пришел хозяин дома и устроил было скандал, но, увидев фордовскую «телегу», посоветовал не заделывать стену, а оставить широкий дверной проем с распашными дверями. Так и был придуман первый гараж, а Генри Форд вошел в историю еще и как изобретатель распашных гаражных дверей...
Форд-бизнесмен умел заглядывать в будущее. Возможно, многие в это не поверят, но доподлинно известно, что первые свои автомобили он планировал оснащать электродвигателями, и весьма живо интересовался возможностью создания «долгоиграющих» аккумуляторов. Так он предвосхитил не только свое, но и наше время, - многие ведь и сегодня скептически относится к электромобилям…
И все-таки, как Генри Форд добился такого успеха в бизнесе? Возможно, ответ на этот вопрос дадут несколько его «правил жизни», а что-то читатель найдет для себя и в приведенных здесь же афоризмах миллиардера.
Правило первое. Взлетай против ветра
- Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолет взлетает против ветра! – говорил Форд в самые трудные моменты своей жизни.
В 16 лет Генри, не желавший гнуть спину на отцовских полях, сбежал из дома и уехал работать в Детройт. Там у него и родилась мечта – создать «автомобиль для всех», который действительно станет не роскошью, а средством передвижения.
«Я хотел создать машину для всех, - вспоминал Форд через много лет. - Ее сделают из лучших материалов самые лучшие специалисты по самым доступным чертежам, она будет стоить так дешево, что каждый человек, зарабатывающий деньги, сможет ее приобрести к радости домочадцев и с благословения Божьего».
Но до победы было еще далеко, и поначалу Форд терпел неудачу за неудачей. В 1893 году он построил свой первый «Фордмобиль», весьма смахивающий на современный квадрацикл. Эту машину назвали «самой уродливой в Америке». Не обращая внимания на насмешки, Генри продолжал усовершенствовать модель, одновременно работая над созданием дешевого и экономичного бензинового мотора. Это тоже было революцией в автомобилестроении, ведь в те времена машины оснащали только паровыми двигателями. На создание «бензиновой тележки», больше похожей на телегу без лошади, у Форда ушло два года, - но когда в 1895 году он выехал на этой машине на улицы Детройта, у него тут же возникли проблемы с полицией из-за… слишком высокой скорости, аж целых 8 километров в час!
«Тогда не существовало никаких законов относительно ограничений скорости, - вспоминал Форд в биографической книге «Моя жизнь, моя работа». - Но я вынужден был просить особого разрешения у мэра, и какое-то время был единственным человеком в Америке, обладающим водительскими правами…».
Правило второе. Специалисты умны, но опасны.
- Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия, - утверждал Генри Форд. - Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов.
Действительно, Форд мог пренебречь советами специалистов, если был уверен в своей правоте. Именно эта уверенность и «незашоренность» правилами позволила ему внедрить невиданную в те времена конвейерную сборку. Инженеры и в самом деле отговаривали Форда от этого «безумного» шага. Но он настоял на своем, - и конвейер в несколько раз повысил скорость сборки автомобилей, сделав их более дешевыми, а следовательно, и более доступными.
Именно благодаря удивительному соотношению цены и качества легендарный «Ford T» с ходу занял 50 процентов американского рынка, и стал поистине «народным автомобилем». А придуманная Фордом организация поточного производства, распространившаяся в США в первой четверти ХХ века, так и называлась – «фордизм». Кстати, конвейерная система пришлась по душе и рабочим фордовских заводов, - работа была хоть и нудной, но с такой большой зарплатой можно было и поскучать…
Правило третье. Жажда и страх
- Всего два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и страх ее потерять, – считал Форд.
Это были не просто слова. В 1914 году Генри Форд принял одно из своих самых действенных стратегических решений, - на его заводах рабочим начали платить по пять долларов в день. Если кто-то скептически улыбнулся, поясним: это – более ста долларов по сегодняшнему курсу. В первую очередь ставка повышалась женатым мужчинам и молодым работникам, заботившимся об овдовевшей матери или младших братьях и сестрах. «General Motors» по примеру «Ford Motor Company» немного повысила было ставку, но 5 долларов в день было для нее слишком высокой планкой. А Форд еще и сократил рабочий день до 8 часов, да и рабочая неделя стала шестидневной, и именно Генри Форд стал первым человеком, внедрившим оплачиваемый выходной день. Понимая, что ощущающий заботу человек будет лучше работать, Форд вложил огромные деньги в выпуск брошюр, где были расписаны советы, касающиеся личной гигиены, заботы о детях и поведения. Результат – почти нулевая «текучка» кадров, и огромные очереди из желающих попасть на заводы «Ford Motor Company».
Правило « 5 долларов в день» принесло Генри Форду настоящую славу. А когда он построил для рабочих больницу в Детройте, все американские газеты напечатали слова Форда: «Мы хотим сделать всех рабочих нашей компании процветающими и довольными, а не превратить несколько рабовладельцев в миллионеров». Теперь все газеты писали
о Генри Форде не иначе как о народном герое, который заботится о простых людях.
Но Форд вовсе не был розовым альтруистом, - он повышал благосостояние людей, которые в перспективе могли накопить деньги и стать его клиентами. Если на заводе узнавали, что рабочий тратит деньги на выпивку, карты, или, не дай Бог, утаивает «заначку» от супруги, - на первый раз его штрафовали, а на второй раз – увольняли. Злые языки даже поговаривали, что на фордовских предприятиях свирепствует тайная полиция нравов, следившая за личной жизнью работников. Еще более злые языки утверждали, что для обеспечения порядка на линиях сборки Форд прибегает к услугам криминальных авторитетов, назначая их «смотрящими», которые стояли на специальных высоких площадках, установленных в каждом цеху. Возможно, к обладателям «злых языков» принадлежал и Олдос Хаксли, написавший в 1932 году роман-утопию «О, дивный новый мир», где в основу сюжета легла как раз система организации труда на заводах Форда. Хаксли описал жутковатое общество, где летоисчисление ведется с момента выпуска автомобиля «Форд Т», а граждане осеняют себя Т-образными «крестами»…
Впрочем, рабочие фордовских заводов книжек не читали, - они радовались высокой зарплате, и копили: на собственные домики, а главное – на собственный новенький, запущенный в массовое производство в 1908 году, Ford T, сразу прозванный «Жестянкой Лиззи». Прозвище не случайное: Лиззи — популярная кличка лошадей в Америке, а теперь на смену лошадям пришел автомобиль…. Благодаря огромным объемам производства и разумному упрощению конструкции,«Лиззи» стала первой в мире общедоступной машиной. В 1925 году она стоила 260 долларов, и ее мог купить любой американец.
А теперь посмотрим на «альтруизм» Генри Форда с другой стороны: если на его заводах работало 200 тысяч человек, и каждый мог купить себе – и покупал! – новенький «Форд», это приводило гигантскому скачкообразному росту продаж, и приносило хозяину «Ford Motor Company» колоссальные прибыли. Вложив в рабочего 5 долларов, Генри Форд получал как минимум 50 долларов чистого «навара». Неплохой бизнес, да?
Правило четвертое. Доллар – в рекламу
«Я не знаю, какой результат принесёт мне реклама, но даже если я заработаю доллар — я вложу его в рекламу», - это четвертое правило Генри Форда в начале ХХ века многим казалось «блажью нувориша», желающего рассказать о себе всему свету.
Но Форд желал рассказывать не о себе, а о своих автомобилях.
И тут он тоже экономил, предпочитая пусть и скандальную, но зато бесплатную рекламу. А впервые такую рекламу Форд обеспечил себе, когда стал платить рабочим по 5 долларов в день и все газеты писали о нем, как о народном герое, который заботится о своих сотрудниках. Но самую мощную бесплатную рекламу сделали ему… бандиты.
…Письма с восхищенными отзывами об автомобилях Форда приходили в «Ford Motor Company» мешками, но одно письмо обратило на себя особое внимание. Это было письмо от бандита Клайда Барроу, к тому времени успевшего вместе со своей подружкой Бонни Паркер прославиться дерзкими налетами на банки в южных штатах. Клайд восхищался своим автомобилем «Форд» V-8, и обещал угонять только машины этой модели, - что он, кстати, и проделывал с завидной регулярностью. Дело в том, что двери в модели «Песчанная пустыня» были обшиты стальными листами, и, спрятавшись за ними, можно было безопасно отстреливаться от полицейских. Предав это письмо огласке через «прикормленных» журналистов, Генри Форд получил колоссальную бесплатную рекламу. Но еще большую рекламу он получил, когда во всех американских газетах появилось фото продырявленного полицейскими пулями коричневого «Форд» V-8», в котором нашли свою смерть Бонни и Клайд…
Правило пятое. Осторожнее с инвестициями!
Форд был категорически против внешних инвестиций в свой бизнес, который с годами расширялся не только за счёт увеличения производственных мощностей, но и за счет приобретения дополнительных ресурсов, таких, например, как железнодорожная ветка. Что касается займов и инвестиций, то Форд прекрасно понимал очевидные вещи, на которые сейчас все закрывают глаза: кредиты влекут за собой добавочную стоимость, которую будут платить его же клиенты. И тогда клиентов станет меньше, - а Форд не мог себе этого позволить. Конечно, его философия выглядит простой для современного мира бизнеса и инвестиций, - но в том и состоит секрет Генри Форда, что качество, доступность его товаров и конечное обслуживание клиентов было для него намного важнее, заработка акционеров «Ford Motor Company».
И еще. Форд первым понял, что применение «голого» менеджмента без «философии», творит ужасные вещи не только с качеством на производстве, персоналом, но и с самим производством. Там, где менеджмент не заинтересован в людях, жди краха, и это хорошо знал Генри Форд, убеждённый в том, что успех его предприятий – это люди.
За основу своего бизнеса Генри Форд взял методику, разработанную для Сэмюэля Кольта, когда этапы производства включают раздельную сборку для каждого элемента. Каждый цех занимался своей работой, которая активно модернизировалась. Рассчитав, как объединить работу всего сборочного механизма, Форд и создал на своем производстве конвейер, - единую линию, проходящую через большинство цехов, при этом к основному конвейеру были подведены дополнительные линии для своевременной подачи необходимых элементов при сборке. Следующим шагом стало деление рабочего дня на три смены, перевод производства на круглосуточный режим работы. Отшлифовав процесс сборки благодаря единому конвейеру, Форд достиг удивительного результата, - каждые 10 секунд на выходе стоял готовый автомобиль на своем ходу! Именно за счет этого нововведения компании Форда и удалось увеличить прибыль, снизить конечную стоимость на автомобиль, сделав его общедоступным.
Правило шестое. Держи себя в хорошей форме
«Многим людям работа представляется битвой, которой надо как можно скорее положить конец, но жизнь — это не остановка, а путешествие, и тот, кто думает, что он остановился, на самом деле катится вниз», - этой формуле Форд оставался верным всю жизнь.
А чтобы «путешествовать» - он всегда оставался в отличной физической форме, чего требовал и от своих сотрудников. Хотя Форд и говорил, что «гимнастика — это полная чушь: здоровым она не нужна, а больным противопоказана», но он точно знал: в здоровом теле – здоровый дух, а больной работник – плохой работник. Кстати, Генри Форд был первым бизнесменом, увольнявшим людей за лишний вес. Правда, увольнял он толстяков не навсегда, - когда те сбрасывали лишний вес, их опять брали на работу.
Возможно, отличная физическая форма отца не дала возможности стать автомобильным «королем» сыну Форда, Эдселу, умершему от рака еще при жизни отца. Так и вышло, что после второго инсульта Генри Форд передал свой бизнес внуку Генри Форду II.
До конца своих дней миллиардер тщательно следил за своим здоровьем, даже стал вегетарианцем, прослышав, что они живут дольше «мясоедов». Форд весьма активно жил до самого конца. 7 апреля 1947 года он приказал шоферу отвезти его на Ривер-Ружский завод, где ознакомился с состоянием дел. После этого он побывал на фамильном кладбище, и той же ночью скончался. Когда гроб с телом Генри Форда опускали в могилу, остановились все фордовские заводы.
Возможно, знай об этом Форд, он был бы очень недоволен: ведь время не любит, чтобы его тратили впустую.
Время – деньги!