Эти слова губернатора Хабаровского края В.Ишаева вполне достойны быть эпиграфом @ к пока отсутствующему государственному документу под названием «Стратегия развития российского Дальнего Востока».
Наше уникальное государство, точнее – государственная власть все 90-е годы ушедшего столетия безразлично взирала на дезинтеграцию единого экономического, социального и политического пространства страны. Что-то начало меняться в последние 2-3 года, но так неспешно, с таким застреванием разумных решений на всех бюрократических ступеньках, что тревога по поводу сохранения целостности родной страны все еще очень велика.
Естественно, что обращена эта тревога, прежде всего, к Дальнему Востоку. К регионам на наших восточных рубежах, которые оказались в значительной мере отрезанными от остальной страны из-за книжной (преступной?) идеи «унификации экономического пространства», возникшей в умах наших горе-реформаторов.
Воплощение этой идеи в соответствующей налоговой и тарифной (электроэнергия, железнодорожные перевозки) политике привело к тому, что на западных границах Дальнего Востока возник своеобразный экономический барьер. Регион оказался вытесненным с рынков России и СНГ. Так, если на начало 90-х годов 19% производимой в регионе продукции потреблялось в его пределах, до 75% отправлялось в другие регионы СССР и около 6% уходило на экспорт, то на сегодня эта пропорция выглядит так: 75% продукции остается в регионе, около 10% (!) уходит на внутренний российский рынок и около 15% - на экспорт.
Здесь впору напомнить о выдвинутом С.Ю.Витте при строительстве Транссибирской магистрали принципе: «Дорога не для коммерции, а для России». И во вполне рыночной царской России этот принцип был поддержан субсидиями правительства, благодаря чему на всем протяжении магистрали от Урала до Владивостока сохранялся единый тариф. Тем самым экономические условия развития восточных окраин уравнивались с условиями для европейской части страны.
Сегодня выживший вопреки всем развлечениям властей Дальний Восток должен определяться со своим будущим. В полном соответствии с былинными традициями Руси стоит наш восточный богатырь на распутье перед камнем, на котором начертано:
ожидать значительной государственной поддержки, которая позволила бы провести структурную перестройку экономики и постепенно выйти на самофинансирование региона, ориентируясь на роль всероссийского поставщика ценных минерально-сырьевых ресурсов;
- сделать ставку на «китайскую карту» и двигаться к созданию единого экономического пространства российского Дальнего Востока и Китая, а на этой основе интегрироваться в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
- сосредоточиться на создании открытой модели развития региона, в рамках которой абсолютным приоритетом становятся экономическое сотрудничество региона со всеми странами АТР и Северо-Восточной Азии и ориентация экономики Дальнего Востока на международный рынок.
- Надежды на государственную поддержку уже нет. Остается надежда на разумное государственное соучастие (через включение экономических и политических рычагов) в реализации, например, третьего пути.
Возможно, материализуется, наконец, в реальных правительственных шагах и в законотворчестве постоянное и предметное внимание В.Путина к проблемам Дальнего Востока (посещение региона в октябре 1999 г. еще в ранге премьера, затем в июле 2000 г. и в августе 2002 г., проведение под председательством президента специального заседания Совета безопасности РФ по проблемам региона в ноябре 2002 г.). А главное, не сдадут позиций такие руководители региона, как губернатор Хабаровского края В.Ишаев, ученые и специалисты дальневосточных научно-исследовательских организаций, ответственная часть бизнеса.
12-13 февраля 2003 г. в Хабаровске пройдет научно-практическая конференция «Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы». Среди целей конференции заявлены: разработка и определение приоритетов стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья; формирование системы мониторинга и, что особенно радует, - внедрение технологий стратегического планирования в практику управленческой деятельности в регионе. Организаторы мероприятия надеются сформировать постоянно действующие механизмы взаимодействия между различными социальными и профессиональными группами регионального сообщества по вопросам поиска и реализации стратегий устойчивого регионального развития.
Л.Вартазарова
Наше уникальное государство, точнее – государственная власть все 90-е годы ушедшего столетия безразлично взирала на дезинтеграцию единого экономического, социального и политического пространства страны. Что-то начало меняться в последние 2-3 года, но так неспешно, с таким застреванием разумных решений на всех бюрократических ступеньках, что тревога по поводу сохранения целостности родной страны все еще очень велика.
Естественно, что обращена эта тревога, прежде всего, к Дальнему Востоку. К регионам на наших восточных рубежах, которые оказались в значительной мере отрезанными от остальной страны из-за книжной (преступной?) идеи «унификации экономического пространства», возникшей в умах наших горе-реформаторов.
Воплощение этой идеи в соответствующей налоговой и тарифной (электроэнергия, железнодорожные перевозки) политике привело к тому, что на западных границах Дальнего Востока возник своеобразный экономический барьер. Регион оказался вытесненным с рынков России и СНГ. Так, если на начало 90-х годов 19% производимой в регионе продукции потреблялось в его пределах, до 75% отправлялось в другие регионы СССР и около 6% уходило на экспорт, то на сегодня эта пропорция выглядит так: 75% продукции остается в регионе, около 10% (!) уходит на внутренний российский рынок и около 15% - на экспорт.
Здесь впору напомнить о выдвинутом С.Ю.Витте при строительстве Транссибирской магистрали принципе: «Дорога не для коммерции, а для России». И во вполне рыночной царской России этот принцип был поддержан субсидиями правительства, благодаря чему на всем протяжении магистрали от Урала до Владивостока сохранялся единый тариф. Тем самым экономические условия развития восточных окраин уравнивались с условиями для европейской части страны.
Сегодня выживший вопреки всем развлечениям властей Дальний Восток должен определяться со своим будущим. В полном соответствии с былинными традициями Руси стоит наш восточный богатырь на распутье перед камнем, на котором начертано:
ожидать значительной государственной поддержки, которая позволила бы провести структурную перестройку экономики и постепенно выйти на самофинансирование региона, ориентируясь на роль всероссийского поставщика ценных минерально-сырьевых ресурсов;
- сделать ставку на «китайскую карту» и двигаться к созданию единого экономического пространства российского Дальнего Востока и Китая, а на этой основе интегрироваться в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
- сосредоточиться на создании открытой модели развития региона, в рамках которой абсолютным приоритетом становятся экономическое сотрудничество региона со всеми странами АТР и Северо-Восточной Азии и ориентация экономики Дальнего Востока на международный рынок.
- Надежды на государственную поддержку уже нет. Остается надежда на разумное государственное соучастие (через включение экономических и политических рычагов) в реализации, например, третьего пути.
Возможно, материализуется, наконец, в реальных правительственных шагах и в законотворчестве постоянное и предметное внимание В.Путина к проблемам Дальнего Востока (посещение региона в октябре 1999 г. еще в ранге премьера, затем в июле 2000 г. и в августе 2002 г., проведение под председательством президента специального заседания Совета безопасности РФ по проблемам региона в ноябре 2002 г.). А главное, не сдадут позиций такие руководители региона, как губернатор Хабаровского края В.Ишаев, ученые и специалисты дальневосточных научно-исследовательских организаций, ответственная часть бизнеса.
12-13 февраля 2003 г. в Хабаровске пройдет научно-практическая конференция «Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы». Среди целей конференции заявлены: разработка и определение приоритетов стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья; формирование системы мониторинга и, что особенно радует, - внедрение технологий стратегического планирования в практику управленческой деятельности в регионе. Организаторы мероприятия надеются сформировать постоянно действующие механизмы взаимодействия между различными социальными и профессиональными группами регионального сообщества по вопросам поиска и реализации стратегий устойчивого регионального развития.
Л.Вартазарова