Кнут и пряник по-американски

Кнут и пряник по-американски

Военная операция в Ираке нанесла серьезный урон российско-американским отношениям. Это доказывает решение президента США @ Джорджа Буша и Конгресса США затормозить рассмотрение предложения о прекращении действия поправки Джексона-Вэника в отношении России. Ранее предполагалось, что Конгресс примет такое решение до визита Джорджа Буша в Санкт-Петербург в конце мая 2003 года, демонстрируя таким образом жест доброй воли США по отношению к России.
О необходимости принятия поправки в Вашингтоне заговорили еще в январе с.г. Группа конгрессменов США от Демократической партии объявила о намерении внести в Конгресс билль об исключении России из списка стран, в отношении которых действует поправка Джексона-Вэника. Введенная в 1974 году поправка устанавливала прямую зависимость для СССР и других «нерыночных» стран между разрешением свободной эмиграции и отсутствием барьеров в торговле со США.
11 марта, в канун голосовании в Совете Безопасности ООН по предложенному США и Великобританией проекту новой резолюции по Ираку, председатель сенатского комитета по внешней политике Ричард Лугар при поддержке администрации США, стремящейся заручиться поддержкой России на предстоящем голосовании, представил в Конгресс законопроект, отменяющий поправку Джексона-Вэника. Как было заявлено, этот шаг призван "на постоянной основе нормализовать торговые отношения" двух стран.
18 марта четыре конгрессмена США внесли соответствующий законопроект в Палату Представителей, предусматривающий прекращение действия поправки Джексона-Вэника. В случае успешного прохождения законопроекта, заявили конгрессмены, РФ получит статус страны, имеющей постоянные нормальные торговые отношения с США. Обычно такой режим присваивается только странам - участникам Всемирной торговой организации, условия и сроки вступления в которую России, как известно, до сих пор не определены.
После начала военной операции обсуждение вопроса об отмене поправки Джексона-Вэника было отложено. Затем возникло вновь – уже в связи с призывом США к России и Франции списать иракские долги. 11 апреля об этом заявил заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц. Некоторые российские эксперты предположили, что вопрос списания долгов Ирака может быть рассмотрен российским руководством, если в качестве компенсации США пойдут на отмену пресловутой поправки, а также на ряд других мер. Американская сторона такой вариант взаимодействия официально не рассматривала, теперь же стало ясно, что Конгресс вообще не намерен в ближайшем будущем поднимать этот вопрос. Главная причина – позиция России, занятая ею в иракском вопросе.
Ранее США неоднократно обещали отменить поправку, однако каждый раз этому что-то мешало: то коллизия с «ножками Буша», то антидемпинговые санкции на российскую сталь. Теперь – критика России в адрес США из-за войны в Ираке.
Комментируя решение Вашингтона, директор Российских и Азиатских программ Центра Оборонной Информации Николай Злобин заявил: "Это крайне неприятная новость для всех нас. Ее появление, видимо, можно было легко предвидеть, а при желании и предотвратить. Во-первых, это показывает, как в политике важно думать на несколько шагов вперед и как важно предусматривать возможные результаты своих действий, насколько бы твои шаги ни казались справедливыми и мудрыми тебе самому.
Во-вторых, это показывает, что в России до сих пор нечетко представляют, каким образом действует американская политическая система. Конгресс в гораздо большей степени, чем исполнительная власть, зависит от общественных настроений и оценок. Тот факт, что имидж России резко ухудшился в общественном мнении США, непосредственно сказался на этом решении. Не стоит забывать, что Франция и Германия были союзниками США на протяжении полувека, а Россия была главным военным противником США, и быстро изменить общественное мнение нелегко. Как только Россия проявляет недружелюбие в отношении США, то сразу возникают все старые сомнения и подозрения.
В-третьих, надо осознать, что американская политическая элита более не рассматривает Россию как страну, с которой надо строить "особые" отношения. При президенте Клинтоне Россию называли "особым случаем". Ныне Россия - не "особый случай", а обычная страна. Рассчитывать на особые отношения тяжело, потому что никто в США не понимает, почему в отношении России должна проводиться политика, которая не распространяется на другие страны.
От того, что поправка не будет отменена, в экономическом плане будет хуже России, а не США. С политической точки зрения это является свидетельством того, что отношения между двумя странами не перешли грани, когда они становятся необратимо хорошими. Слишком многое зависело от симпатий Путина и Буша.
Конгрессу США не было доказано, что Россия меняется в лучшую сторону и ее политика является политикой американского партнера. Позиция России в отношении Ирака показала Конгрессу, что Россия не та страна, на которую уже стоит делать ставку и которой стоит идти навстречу. То, что Россия остается в списке стран, на которых распространяется поправка Джексона-Вэника, это "красный флажок" для многих стран мира. Без отмены этой поправки Россия не сможет, например, вступить во Всемирную Торговую Организацию».
Washington ProFile напоминает, что поправка была названа в честь ее авторов - сенатора Генри Джексона и члена Палаты Представителей Чарльза Вэника. Оба законодателя были членами Демократической партии США (нынешний президент США Джордж Буш - республиканец). Поправка была принята в качестве наказания СССР, запрещавшего свободную эмиграцию советских евреев в Израиль. Закон 1974 года был одной из первых попыток увязать права человека и торговлю. Раздел IV Закона о торговле 1974 года (именно в этот раздел Джексоном и Вэником были внесены поправки) первоначально должен был установить рамки торговых отношений США со странами с нерыночной экономикой. Однако в него была внесена поправка, которая коренным образом изменила смысл раздела, - при регулировании торговых отношений со странами коммунистического блока США были обязаны принимать во внимание соблюдение этими странами прав человека и свободы вероисповедания. Поправка запрещала нормальные торговые отношения с СССР и другими странами с нерыночной экономикой, пока они не разрешат свободную эмиграцию.
Этот законодательный акт обязывал президента США постоянно информировать Конгресс о том, какие страны мира препятствуют свободной эмиграции своих граждан. От состояния дел в этой сфере зависело состояние торгово-экономических связей США с этими странами. Против нарушителей международных норм США вводили санкции, в основном касавшиеся ограничения допуска товаров, производимых в данной стране мира, на американский рынок. Ныне многие страны мира, где постоянно фиксируются нарушения прав человека, не подвергаются экономическим санкциям со стороны США. К примеру, в отношении Китая эта поправка перестала действовать в 2000 году. Тогда же ограничения в торговле были сняты в отношении Грузии, Кыргызстана и Албании.
Оценить статью
(0)