18 февраля в Москве прошла пресс-конференция политолога, председателя Оргкомитета Гражданской инициативы «Мы голосуем против всех» Виктора Гущина на тему: «Кандидат против всех: противник или союзник Путина. Кто же у нас голосует «за»?». Норма голосования «против всех» используется в парламентских выборах в России, по аналогии с практикой целого ряда других демократических государств, с 1995 года. Наряду с голосованием «за» голосование «против всех» является конституционной нормой волеизъявления граждан, отметил В. Гущин. Однако, по его словам, неосведомленность избирателей по голосованию «против всех» позволила некоторым недобросовестным политическим деятелям, при очевидном попустительстве Центризбиркома, всего за несколько дней до голосования на парламентских выборах запустить в массовый оборот провокационную «кривду», что голосование «против всех» является якобы голосованием «за» очевидных лидеров избирательной гонки.
«Эти деятели, а за ними и некоторые именитые СМИ утверждали, что, в соответствии с правилами пропорционального распределения депутатских мандатов, голоса, отданные «против всех», а равно и партий, не преодолевших так называемый пятипроцентный барьер, автоматически распределяются между партиями, прошедшими в Думу, прежде всего, в пользу «Единой России» и КПРФ», - отметил он.
Также политолог подчеркнул, что подобная ситуация может и должна рассматриваться как злонамеренное введение избирателей в заблуждение, а также как деяние, воспрепятствовавшее свободе волеизъявления российских граждан, что, в конечном итоге, привело к искажению картины реально существующих в обществе настроений.
По словам В.Гущина, голосование «против всех» из раза в раз проходит все более активно. «Хотя официальные организаторы выборов делали и делают все возможное, чтобы дискредитировать эту форму волеизъявления российских граждан. Центризбирком, к примеру, абсолютно бездоказательно и предвзято толкует голосование «против всех» как выражение «отказа в доверии государственным институтам, государству в целом», - подчеркнул он. Также он обратил внимание на то, что голосование «против всех» - это не антигосударственная политическая диверсия и не «аномалия», а вполне закономерное и позитивное отражение растущей гражданской и политической зрелости российских избирателей, их стремления принять участие в процессе формирования в России полноценного гражданского общества, в основе которого лежат не партийные платформы и уставы, а мировоззрение и личная инициатива самих людей.
Далее В. Гущин обратил внимание на то, кто и почему голосует «против всех». «Уже в 1995 году «против всех» по спискам партий и движений проголосовали 2,77 процента избирателей (1 918 151 чел.), в 1999-м - 3,3 процента (2 198702 чел.), на нынешних выборах - 4,8 процента (около 4 млн. избирателей). От выборов к выборам все традиционные партии теряли электорат, а контингент голосующих «против всех» расширялся и по итогам парламентских выборов 2003 года вышел на пятое место, вслед за прошедшим в Думу избирательным блоком «Родина», - отметил он.
Также политолог подчеркнул, что три избирательные кампании по выборам в Государственную Думу дали возможность отследить динамику голосования «против всех». На выборах 1999 года, по сравнению с выборами 1995 года, почти втрое увеличилось число округов, где кандидат «против всех» занял лидирующие позиции (с 1-го по 4-е место). В 1995 году таких округов было уже 60, а в 1999-м около 170. По словам В.Гущина, на декабрьских выборах в 2003-м году активность голосования «против всех» возросла практически повсеместно. В некоторых случаях в несколько раз. Число округов, где голосование «против всех» входит в лидирующую тройку, теперь уже, по предварительным сведениям, перевалило за 200. От выборов к выборам сокращается и дистанция, отделяющая кандидатов победителей от преследователей, голосующих «против всех».
Особо В.Гущин отметил, что число избирателей, заведомо принявших решение голосовать «против всех», независимо от количества и качества предстоящего депутатского предложения, неуклонно растет. Накануне парламентских выборов оно колебалось в крупнейших городах и в различных российских регионах в пределах от 10 до 40 процентов. Лидировала здесь Москва, что не могло не сказаться на ходе минувшей избирательной кампании. По всем 15 столичным избирательным округам кандидат «против всех» был основным соперником победителей, показав результат от 14 до 26 процентов.
В заключение В.Гущин подчеркнул, что голосование «против всех» особенно популярно среди людей образованных и интеллектуально «продвинутых». «По данным социологического исследования в Нижнем Новгороде, среди голосовавших «против всех» каждый второй имеет высшее образование. Этот же показатель в целом по российской электоральной базе не превышает 13 процентов. Голосующие «против всех» - это не электоральная массовка, а своего рода элита избирательного корпуса. Также у нас есть основания считать, что рост материального благосостояния и достатка скорее увеличивает тенденцию голосования «против всех», чем ее уменьшает».