Комитет по защите журналистов - нью-йоркская организация в защиту свободы средств массовой информации – осудил преследование московского корреспондента "Кокс ньюспейперс" Ребекки Сантана и похищение ее проводника и шофера Руслана Солтаханова после недавней журналисткой командировки в Чечню.
В пресс-релизе Комитета по защите журналистов от 2 марта говорится, что, по словам Сантана, люди, в которых местная милиция опознала сотрудников Федеральной службы безопасности, конфисковали ее записные книжки, мобильный телефон, камеру, непроявленную фотопленку и электронный органайзер.
Сантана сказала, что 13 февраля ее проводник и шофер Руслан Солтаханов был похищен четырьмя или пятью неизвестными мужчинами, одетыми в гражданскую одежду, из его дома в городе Моздок, расположенном в Северной Осетии. С тех пор о его судьбе ничего неизвестно.
В пресс-релизе Комитета по защите журналистов, который распространило Бюро международных информационных программ Государственного департамента США, говорится:
Сантана и Солтаханов, который уже выступал в роли проводника и водителя других западных журналистов, работающих в Чечне, посетили Чечню в период с 8 по 11 февраля. Сантана готовила репортажи о беженцах, исчезновении мирных жителей и жизни школьников.
Сантана заявила КЗЖ, что 12 февраля представители российских властей допросили ее в аэропорту Минеральных Вод - небольшого города, расположенного в 200 километрах от чеченской столицы Грозного - в тот момент, когда она готовилась сесть на самолет, вылетающий в Москву.
Представители властей, которые отказались представиться, конфисковали ее записные книжки, мобильный телефон, камеру, непроявленную фотопленку и электронный органайзер. Местная милиция опознала в них сотрудников Федеральной службы безопасности (ФСБ). По словам Сантана, отнятые у нее вещи были возвращены ей в Москве 13 февраля, причем фотопленка оказалась проявленной.
В тот же день, когда ей было возвращено ее имущество, четверо или пятеро неизвестных мужчин в гражданской одежде похитили Солтаханова из его дома в городе Моздок, расположенном в Северной Осетии.
По сообщениям местной печати, через несколько часов эти люди вернулись, обыскали дом, изъяли какие-то документы и показали его жене Мадине Солтахановой две ручные гранаты, которые, по их словам, они нашли в доме. Солтаханова заявила Сантана, что до обыска никаких гранат или иных боеприпасов в доме не было. По словам Сантана, задержание Солтаханова "несомненно, связано с тем, что он сотрудничал со мной".
С момента задержания Солтаханова от него не поступало никаких известий, а его семье не было сообщено, почему или кем он был похищен.
Российские власти не отреагировали на запросы "Кокс ньюспейперз" о местонахождении Солтаханова. 20 февраля Сантана направила письмо в Комиссию по правам человека при Президенте Путине, по пока не получила ответа.
18 февраля редактор вашингтонского бюро "Кокс ньюспейперс" Чак Холмс направил письмо в Министерство иностранных дел России. Через неделю пресс-атташе российского посольства в Вашингтоне Евгений Хоришко связался с Холмсом по телефону и сообщил ему, что по факту похищения проводится расследование, но не предоставил никакой дополнительной информации.