Одна из главных сенсаций подписанного 9 марта президентского указа "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" состоит в том, что новые функции приобрело Министерство обороны. Как отмечают наблюдатели, эти функции лишь отчасти связаны с обеспечением обороны страны и больше относятся к организации производства, строительства и экспорта не только предметов военного назначения (ПВН), но и передовых технологий. В состав Минобороны РФ вошли:
- Федеральная служба (ФС) по военно-техническому сотрудничеству;
- Федеральная служба по оборонному заказу;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации;
- Федеральное агентство специального строительства.
Согласно президентскому указу, военное ведомство будет также контролировать входящее в новое Министерство промышленности и энергетики Федеральное агентство по атомной энергии, отмечает WPS. Такой структуры Минобороны России добивалось давно. Закончив эпопею, связанную с реформированием собственно военных структур ВС РФ (переход на трехвидовую основу, укрупнение военных округов, формирование как рода войск Космических войск и Ракетных войск стратегического назначения, создание профессиональных соединений и воинских частей и т.п.), Сергей Иванов начал лоббировать идеи, связанные с более жестким контролем сферы военно-технического сотрудничества (ВТС) и распределения Гособоронзазказа (ГОЗ).
Казалось бы, созданные в 2001-2003 гг. при Минобороны РФ Комитеты по ВТС и ГОЗ решали эти задачи. Между тем, как известно, ГОЗ составлялся с подачи Минэкономразвития, а доходы от оружейного бизнеса распределяло правительство. Хотя вопросы ГОЗ курировал бывший замначальника Генштаба генерал-полковник Владислав Путилин, а армия продавала из своего наличия вооружения за рубеж и тоже получала какую-то прибыль от продажи ПВН.
Теперь составление ГОЗ и определение его параметров, в том числе и по другим силовым министерствам, будет, видимо, осуществлять, входящее в Минобороны Федеральная служба по оборонному заказу. Иначе, зачем было создавать в МО РФ отдельную Федеральную госслужбу, если параллельно ГОЗ курировало бы Минэкономразвития. Та же ситуация с торговлей оружием. Давать "добро" на продажу, а также делить от этого доходы тоже, видимо, будет военное ведомство.
Как известно, в 2003 году доходы от продажи ПВН составили около $5,5 млрд. Это половина всего военного бюджета страны, или 1,3% ее ВВП. Таким образом, продажа оружия и распределение от этого дополнительных доходов в бюджет МО РФ может стать мощным фактором, способствующим укреплению обороноспособности страны.
По сути образованные в структуре МО РФ Федеральные службы по ВТС и ГОЗ в какой-то степени реанимируют идею создания в структурах власти Миноборонпрома. Хотя понятно, что эти федеральные службы под управлением министра будут заниматься только управлением, распределением ресурсов, постановкой задач и т.п., а все военное производство останется в ведении вновь образованного Министерства промышленности и энергетики РФ. Его задача не столько раскручивать военную экономику, сколько помочь военным заводам в конверсии и производстве предметов двойного назначения. Кремль решил упразднить агентства по боеприпасам, обычным вооружениям, системам управления и судостроению. Их функции, видимо, будут выполнять созданные в недрах Минпрома управления, которые, в свою очередь, по вопросам оборонзаказа будут взаимодействовать с военным ведомством.
Отдельная составляющая реформы власти - это возложение на Минобороны функций строительства объектов, представляющих оборонную значимость: новых секретных заводов, космодромов, пусковых шахт, командных пунктов, объектов для высшего руководства страны, а также железных дорог, подъездных путей и т.п. С этой целью в Минобороны включено Федеральное агентство специального строительства. Кроме этого, в состав ВС РФ, видимо, вольются и части расформированной президентским указом Федеральной службы железнодорожных войск. Предложения на эту тему, как известно, Сергей Иванов сделал еще осенью. И, как видно, они были услышаны президентом.
Таким образом, военное ведомство и лично министр Сергей Иванов укрепили свое положение в системе власти в стране, заключает WPS. Они стали более влиятельными. Между тем на Иванова возлагается большая ответственность. Сможет ли усидеть на двух стульях (организации оборонного производства и собственно обороны) военный министр?