Легализовать ЭТО?!

Легализовать ЭТО?!

30 марта, выступая на ведомственной коллегии, Владимир Путин очень четко обозначил приоритеты работы Госнаркоконтроля: «От вас народ ждет, что вы сломаете ситуацию». Речь шла о проблеме роста наркомании, этого бича нашего времени. Народ ждет действительно именно этого, но он как всегда, безмолвствует. Зато есть в России очень активное, крикливое меньшинство, которое занимает иную позицию. В очередной раз в этом можно было убедиться 5 апреля на круглом столе по проблеме наркомании, проведенном ИА «Росбалт». Сторонники легализации наркотиков несколько раз пытались сорвать мероприятие.

По всему было видно, что организаторы круглого стола сами были не рады некоторым из своих гостей. Во всяком случае, мероприятие носило оттенок скандальности. Причиной тому было присутствие в качестве полноправного участника маргинального писателя Баяна Ширянова (Кирилл Воробьев) и группы поклонников его специфического таланта. Баян Ширянов прославился скандальной книгой, в которой детально описана субкультура наркоманов. В соответствии с правилом «запретный плод сладок», в молодежной среде это чтиво немедленно стало популярным, а писатель – модным.

По мнению доктора медицинских наук Якова Бранда, который уже много лет специализируется на лечение наркомании, эту книгу нельзя назвать иначе, чем пропагандой наркотиков. «Молодые наркоманы считают Баяна Ширянова своим знаменем, я это с ними обсуждал. Я вообще был против того, чтобы звать его сюда, потому что это лишняя реклама популяризатору наркотиков. Любая, пусть даже косвенная пропаганда наркомании должна быть запрещена», - высказал свою точку зрения лечащий врач.

Госнаркоконтроль вовремя заметил популяризатора наркотических грез и направил его книги на экспертизу. В функции этой Федеральной службы входит также борьба с пропагандой наркомании. «Если мы сталкиваемся с явной пропагандой наркомании, мы действуем в соответствии с международной конвенцией ООН, уголовным и административным законодательством РФ. Мы не занимаемся экспертизой этой литературы, это функции специалистов. Но если экспертиза подтвердит наши подозрения, мы будем действовать в соответствии с вынесенным судебным решением, в рамках российского законодательства, - заявил заместитель главы Госнаркоконтроля Александр Михайлов.

Наркомания – болезнь молодежная. Местами распространения наркотиков стали школы, значительно возросла смертность от наркотиков среди несовершеннолетних. Доктор Бранд привел официальную статистику, согласно которой 80% российских семей в той или иной степени имеют отношение к этой проблеме. Причем, успешно бороться с наркозависимостью молодых людей удается только при активном участии семей, там, где родители борются за своих детей. Давно доказано, что наркотики поражают, прежде всего, выходцев из неблагополучных семей, где нет теплых человеческих взаимоотношений. У российских молодых наркоманов родители, как правило, алкоголики, а очень часто молодые люди живут в неполных семьях. И все же это не дает повода утверждать, что благополучные семьи застрахованы от наркомании. Особенно, когда принимать наркотики становится модно.

Разные общественные силы предлагают разные пути решения проблемы. Либералы предлагают следовать европейскому пути, то есть пойти на смягчение отношения к легким наркотикам, отказаться от силовых методов борьбы с наркоманией. По мнению руководителя альянса «Новая наркополитика» Льва Левинсона, надо «отказаться от ужесточения мер в отношении потребителей наркотиков, с наркоманами надо тщательно работать, заниматься их социализацией». «Надо финансировать реабилитационные программы, заниматься профилактикой наркомании… А Госнаркоконтроль выполняет исключительно полицейские, карательные функции», - заявил Левинсон.

Конечно, гораздо продуктивнее с точки зрения борьбы с незаконным оборотом наркотиков заниматься крупными наркодельцами. Но, смягчая наказание для рядовых наркоманов, нельзя забывать, что каждый из них вовлекает в наркозависимость от 8 до 20 человек. Очень часто наркодилеры маскируются под рядовых потребителей, ведь когда у распространителя при себе малая доза наркотического вещества, он всегда может отговориться, что носит с собой наркотики для личного потребления, и тогда наказание будет гораздо мягче, чем за их распространение. По словам доктора Бранда, именно так делают торгующие наркотиками иностранные студенты Университета Дружбы Народов.

Решение проблемы наркомании может быть только комплексным. Нельзя перекладывать всю ответственность на плечи семьи и в интересах государства необходимо участвовать в воспитании молодого поколения. Молодежи надо предложить альтернативу наркотическому дурману, и это может быть бесплатное образование, спорт, надо пропагандировать образ жизни альтернативный наркотическому. Нужны специальные телепередачи и литература, содержащая элементарные данные о вреде наркотиков.

Александр Михайлов объяснил неэффективность прошлогодней Федеральной целевой программы по противодействию наркомании элементарной нехваткой средств: «Те суммы, которые были выделены, оказались неадекватны масштабу проблемы. Бороться с наркоманией можно. 10 лет назад в США было 25 млн. наркоманов, а  сейчас – 12 млн. Но чтобы это сделать, Штаты ежегодно вкладывали миллионы долларов».

Опять все упирается в деньги. Но ведь и вкладывать их надо с умом, в тех же США не только клиники строили, там благодаря грамотной работе с общественным мнением была подорвана мода на наркотики. Употребление наркотиков перестало быть модным - вот главная причина снижения числа наркоманов.

Сторонники легализации легких наркотиков часто ссылаются на опыт Голландии и Дании, где существует очень либеральное законодательство в отношении наркоманов. Но Европа знает и другие примеры, а опыт Амстердама Европарламент счел неприемлемым для всего Евросоюза. В той же Голландии действует система принудительного лечения героиновых наркоманов, которую у нас отменили в 90-е годы. А в Швеции полицейский имеет право отправить на медицинское освидетельствование любого подозрительного человека, а по результатам медэкспертизы выявленный наркоман по решению суда может быть отправлен либо на лечение, либо в тюрьму. Все это не мешает Швеции считаться правовым демократическим государством.

Очевидно, что нельзя слепо копировать западный опыт, сказывается существенная разница в менталитете и условиях проживания россиян по сравнению с европейцами. А если уж следовать зарубежному примеру, то почему бы не позаимствовать кое-что из арсенала Китая и Ирана? В конце концов, именно эти страны справляются с наркоманией успешнее других.

Компромиссы в борьбе с наркоманией недопустимы. Когда наркозависимость становится молодежной субкультурой, это признак тяжелой болезни общества и лечение может быть только радикальным.

В ходе пресс-конференции корреспондент МиК спросил заместителя главы Госнаркоконтроля А.Михайлова: Здесь говорили об ужесточении наказания для распространителей наркотиков. С чем тогда связано большое количество условных сроков для наркодельцов?

Александр Михайлов ответил: Действительно, 10-12 летние сроки получают те наркодельцы, у которых много детей. Понимаете, речь идет о представителях некоторых этнических диаспор, которые всегда рожают много детей. А затем вовлекают детей в наркоторговлю. Были случаи, когда по нашим сотрудникам шла стрельба, а ответственность на себя брали шестилетние дети. Они знают, что детям ничего не будет ни за наркотики, ни за стрельбу, а родителей могут посадить. Это «семейные мафии»…

Оценить статью
(0)