Развитие инновационной деятельности было определено Владимиром Путиным как приоритет для развития экономики России. Это подразумевает под собой создание и поддержка в стране благоприятных правовых, организационных и экономических условий для реализации научно-технических или научно-технологических достижений в новые или усовершенствованные товары, услуги или технологические процессы. Развитие инновационной деятельности также подразумевает всестороннюю, а прежде всего финансовую, поддержку дополнительных научных исследований и разработок. По сути, только развитие инновационной деятельности за счет более эффективного использования интеллектуального производственного потенциалов, генерации и внедрения новых знаний может стать средством по снятию «нефтяной зависимости» страны.
По мнению председателя Комиссии Московской городской Думы по науке и технологиям депутата Евгения Балашова, высказанного им на пресс-конференции 20 мая, выполнить задачу удвоения ВВП возможно только через повсеместное внедрение инновационных технологий. Пока же уровень инновационной активности в России крайне низок и не соответствует научному потенциалу нашей страны. По словам депутата, уровень инновационной активности в России составляет всего 3%, в столице он несколько выше – 5%, но это означает, что только 3 (5) из 100 научно-технических инноваций внедряется в производство. В то же время уровень инновационной активности Сингапура составляет 90%.
«ФРГ, Тайвань, Сингапур не имеют больших запасов полезных ископаемых. Источником процветания этих высокоразвитых стран является интеллектуальная собственность, научный потенциал, научно-технические разработки. Если говорить о Москве, то у города, как и у области, нет полезных ископаемых, а значит, единственный потенциал увеличения бюджета Москвы, развития ее экономики – это наука», - сказал Евгений Балашов о перспективах развития столичного региона.
При этом следует учитывать, что инновационные проекты нуждаются в стартовом финансировании, а прибыль от таких инвестиций очень часто доходит до инвестора лишь в долгосрочной перспективе. По мнению Евгения Балашова, у частного бизнеса просто недостаточно ресурсов, чтобы обеспечить стартовое финансирование многим научным разработкам, так что вкладывать в развитие отрасли так называемых «высоких» или наукоемких технологий должно государство. С этим согласен министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: «Именно государство должно обеспечить процесс взаимодействия, совместной работы, науки и бизнеса». В этой связи напрашиваются примеры США, Израиля и Финляндии, где бизнес финансовыми возможностями не обделен, но где инновационную экономику создавало государство.
На сегодняшний день целевая программа, которая своей целью имеет финансирование внедрения инновационной продукции в производство, разрабатывается только в Москве. При этом депутатам из фракции Мосгордумы «Новая Москва», которую представляет Евгений Балашов, и которая продвигает соответствующий законопроект, приходится сталкиваться с сопротивлением ряда других депутатов. Так случилось с законом города Москвы «Об инновационной деятельности в городе Москве», из которого усилиями нескольких депутатов был исключен конкретный финансовый механизм, обеспечивающий внедрение инновационных продуктов в производство. По словам Евгения Балашова, «в результате, закон получился ущербным, бесполезным. Депутат уверен, что принятие необходимых законов о финансировании инновационной деятельности намеренно тормозится. Пока же этим занимаются иностранные бизнесмены.
«В научные разработки российских ученых вкладывают деньги такие финансовые воротилы, как Сорос и Гейтс. Именно они предоставляют гранты нашим ученым, покупают инновационный продукт на выходе и получают гигантские прибыли от внедрения его в производство в стране с более благоприятным инвестиционным климатом. Фактически иностранцы за бесценок скупают объекты интеллектуальной собственности, чтобы потом продать по гораздо более высокой цене», - сказал Евгений Балашов.
Таким образом отрасль наукоемких технологий в России не развивается, а научно-технические разработки наших ученых приносят прибыль зарубежным бизнесменам, которые умеют видеть прибыль в науке, а не только в нефти. «Не вкладывать деньги в инновационные проекты просто преступно. Это значит отказываться от дополнительных доходов в бюджет, обрекать на нищенское существование российских ученых, рисковать существованием ведущих российских научных школ. Наши ученые полны патриотизма, но они просто вынуждены идти на продажу своей интеллектуальной собственности иностранцам. Между тем доходы от внедрения инновационных проектов в первую очередь позволят увеличить зарплаты научных коллективов до адекватного уровня», -сказал Евгений Балашов.