Правозащитники предлагают план мирного решения «чеченского вопроса»

Правозащитники предлагают план мирного решения «чеченского вопроса»

15 июня правозащитники представили широкой общественности коллективный план процесса мирного урегулирования чеченского конфликта. По мнению представителей правозащитных организаций, убийство Ахмада Кадырова стало не просто показателем ошибочности тактики Кремля в мятежной республике, но должно заставить федеральную власть пересмотреть сценарии мирного урегулирования в Чечне. В свою очередь, правозащитники готовы предложить президенту свои рецепты решения чеченской проблемы.

По мнению председателя Совета правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова, республике нужна власть, сформированная в результате свободного волеизъявления народа Чечни, власть, которую сами чеченцы признавали бы «своей». Правозащитник выразил опасения, что предстоящие в августе президентские выборы пройдут «по накатанному сценарию», повторят «опыт избрания-назначения Кадырова» и будут сопровождаться массовыми нарушениями выборного законодательства, давлением на избирателя и масштабными фальсификациями.

Представитель Московской Хельсинской группы Татьяна Локшина так прокомментировала процесс формирования власти в Чечне: «Все это напоминает дежавю, от которого уже мутит. Эти выборы не будут ничем отличаться от того, что было год назад. Насколько долго продержится новая власть, столь же нелегитимная, сколь и прежняя – непонятно».

По мнению правозащитников, чтобы избежать «повторения накатанного пути», федеральная власть должна пойти на отсрочку выборов, и в соответствии с предусмотренной законом процедурой пойти на введение на территории республики режима чрезвычайного положения. В течение всего срока чрезвычайного положения в Чечне должна быть проведена «широкая амнистия» для чеченских боевиков с тем, чтобы они «отстаивали свои сепаратистские взгляды не с оружием в руках, а участвуя в политическом процессе», - заявил Орлов. По его словам, «сепаратистам должна быть предоставлена возможность публично, открыто, легитимно и безнаказанно исповедовать свои взгляды и выходить с этими взглядами к избирателю». Кроме того, должна быть проведена «ревизия чеченских силовых структур» Кадырова и Ямадаева, которые, по словам Орлова, «сегодня являются самыми активными нарушителями прав человека».

Ситуация в Чечне должна быть взята под жесткий президентский контроль с одной стороны, а с другой стороны – под международное наблюдение представителей ОБСЕ, ООН, СЕ, ЕС. В результате этих мер, после свертывания режима чрезвычайного положения, в республике должны быть проведены выборы с участием всех значимых политических сил. В том числе, и сепаратистского толка.

По словам Олега Орлова, предложенный правозащитниками план – это компромиссный вариант пути урегулирования, «наиболее приемлемый и реально осуществимый при условии проявления со стороны власти минимальной политической воли». Тем не менее, член совета правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина и председатель Российского общества «Мемориал», член Московской Хельсинской группы Сергей Ковалев выразили глубокое сомнение в том, что Кремль примет во внимание разработки правозащитников. «Эта команда демонстрирует свои приоритеты, а они не в том, чтобы в Чечне состоялось свободное волеизъявление народа, а в том, чтобы в Чечне всегда была кремлевская марионетка», сказал Сергей Ковалев.

 

Тезисы к предложениям по поискам путей урегулирования вооруженного конфликта в Чеченской Республике

(предлагаются к обсуждению Правозащитным центром «Мемориал», Московской Хельсинкской группой, комитетом «Гражданское содействие», центром «Демос», Антивоенным клубом)

 

 

1)   Гибель А.Кадырова снова остро ставит не только перед руководством России, но и перед всем российским обществом проблему поиска путей урегулирования конфликта в Чеченской Республике.

 

2)   Важнейшим аспектом этой проблемы является вопрос о власти в Чеченской Республике. На территории Чечни должна установиться власть, которая была бы сформирована на основе волеизъявления населения Чеченской Республики. Именно в ходе такого волеизъявления народ Чеченской Республики должен иметь возможность сделать выбор о будущем Чечни.

 

3)   Референдум о Конституции Чеченской Республики и последующие выборы Президента ЧР сопровождались столь массовыми нарушениями прав избирателей и были столь не свободными, что говорить о какой-либо легитимности ныне действующей Конституции этой Республики и сформированной на ее основе власти всерьез нельзя.

 

4)   Необходимо искать реальные пути выхода из создавшегося в Чечне правового и политического тупика. Продолжающийся вооруженный конфликт уносит все новые жизни, калечит людские судьбы, крайне неблагоприятно сказывается на политической и общественной жизни всей России.

 

5)   Наиболее желательным и последовательным был бы длительный путь многоэтапного переговорного процесса между Президентом РФ (или его представителями) и Президентом ЧРИ (или его представителями) о прекращении огня и выработке алгоритма определения будущего статуса Чечни, создание временных органов власти, последующие референдум о статусе Чечни или выборы какого-либо Учредительного органа.

 

6)   Однако в силу многих причин этот наиболее желательный путь вряд ли может быть реализован в настоящее время. Поэтому предлагаемые нами шаги имеют неизбежно половинчатый, компромиссный характер. Но при наличие минимальной доброй воли, исходящей из Кремля, они могли бы быть осуществлены на деле.

 

7)   Необходимость формировать новую власть в ЧР дает властям РФ некоторые шансы на начало осуществления в Чечне пусть и не оптимального, но все же реального политического урегулирования. В Чечне должны быть проведены выборы Парламента ЧР и Президента ЧР. В отличие от предыдущих выборов они должны быть честными. В ходе этих выборов должны быть исключены давление властных органов на избирателей, подкупы и т.п.

 

8)   Нынешняя ситуация в ЧР не оставляет никаких шансов на то, что такие выборы, если они будут проведены в указанные в Конституции ЧР сроки будут более свободные и справедливые, чем предыдущие.

 

9)Центральной власти РФ необходимо отсрочить проведение этих выборов. Для этого есть только одна возможность - введения на территории ЧР режима чрезвычайного положения. В соответствии с Законом «О Чрезвычайном положении» для введения такого режима там есть все основания.

 

10) Период режима ЧП должен быть использован властями РФ для подготовки реальных условий в ЧР для проведения там честных выборов. Для этого необходимо осуществить целый комплекс мер:

а) объявить широкую амнистию всем участникам вооруженных формирований, которые противостоят в Чечне федеральным силам. Единственное условие для отказа в предоставлении такой амнистии — совершение тяжких преступлений против мирных жителей, пленных, насильственно удерживаемых лиц. При этом посягательство на жизнь представителей органов власти должно подпадать под амнистию. Президент РФ гарантирует личную безопасность тем людям, которые в рамках амнистии сложили оружие, назначает своего специального представителя по наблюдению за ходом амнистии и обеспечению безопасности лиц, прошедших амнистию;

б) подготовить условия для того, чтобы все политические силы Чечни (включая и сторонников независимости Чечни) могли беспрепятственно осуществлять мирную агитацию за свои программы в ходе последующих избирательных кампаний. Сепаратизм как таковой, если он не сопряжен с насилием и пропагандой национальной или религиозной ненависти, не может считаться преступлением;

в) привлечь к наблюдению за ситуацией в ЧР как можно большее количество наблюдателей от различных международных организаций, включая и правозащитные организации (ОБСЕ, ООН, СЕ, ЕС, неправительственных организаций).

г) организовать начало диалога за «круглым столом» между всеми политическими силами Чечни;

д) усилить органы прокуратуры в ЧР, осуществлять жесткий спрос с органов прокуратуры и МВД за расследование преступлений, в том числе и совершенных по отношению к гражданскому населению со стороны силовых структур;

е) провести ревизию состава и деятельности разнообразных силовых структур ЧР, ввести их деятельность строго в рамки законодательства РФ;

ж) осуществить ряд социально-экономических мер, в частности, начать масштабные работы по расчистке и восстановлению Грозного, завершить выплату компенсаций, обеспечить людей стройматериалами;

з) организовать поэтапное возвращение в Чечню тех ее жителей, которые готовы на это. При этом полностью исключать любого рода давление на вынужденно перемещенных лиц с целью принудить их к возвращению в Чеченскую Республику.

 

11) ЧП отменяется лишь когда международные наблюдатели от ООН, ОБСЕ, СЕ, ЕС других крупных международных и межгосударственных организаций приходят к выводу о том, что на территории ЧР созданы условия для проведения там честных выборов.

 

12) Все политические силы, намеренные принять участие в выборах, подписывают соглашение об отказе от попыток решения политических вопросов силовым способом при условии выполнения федеральными властями взятых на себя обязательств, уважать выбор народа Чечни, каков бы он ни был. В частности, сторонники независимости Чеченской Республики обязываются в случае своей победы добиваться своих целей мирными средствами.

 

13) Создаются  новые  избирательные   комиссии  с   широким привлечением в них представителей всех политических сил Чечни. Составляются новые списки избирателей.

 

14) Президент РФ от имени федеральной власти берет на себя обязательства:

не пытаться в ходе избирательной кампании и осуществления выборов оказывать помощь какой-либо политической силе,

уважать выбор народа Чечни, каков бы он ни был,

в случае победы сторонников независимости Чечни начать с ними переговоры о выработке механизмов определения в будущем статуса ЧР.

 

15) В ЧР проводятся выборы: сначала Парламента ЧР, а затем — Президента.

 

16) Федеральная власть и новое политическое руководство ЧР начинают переговоры о подписании договора о разграничении полномочий или о механизмах определения в будущем статуса Чечни.

 

Оценить статью
(0)