На наш век нефти может не хватить

На наш век нефти может не хватить

На наш век нефти может не хватить

«Принято говорить, что нефти на наш век хватит. Нефти у нас много, но она трудноизвлекаемая. При сохранении нынешних темпов добычи нефти, нынешних, более варварских, чем это принято представлять, методов нефтедобычи и нынешнего отношения к геологоразведке на наш век может не хватить. «Легкая нефть» в России закончится в 2014-2018 годах», - заявил на пресс-конференции 10 августа руководитель Института модернизации Михаил Делягин.

Экономист назвал фундаментальные причины резкого удорожания нефти. В первую очередь это - понимание ограниченности и недостаточности для поддержания сегодняшних темпов экономического развития (в перспективе до 2020 года) при сегодняшних доминирующих технологиях ключевых природных ресурсов, в первую очередь, энергоносителей.

Ожидание дефицита энергоносителей вызывает обострение конкуренции за ресурсы, ведущее, в том числе, к обострению глобальных конфликтов. В качестве примера такого обострения Делягин указал на нападение США на Ирак, которое «было вызвано, прежде всего, стремлением взять под контроль ресурсы, ключевые для влияния на мировой рынок энергоносителей».

По словам экономиста, глобальная конкуренция за ресурсы по форме принимает характер столкновения между цивилизациями, а по существу – есть восстание неразвитых стран против тотального господства США.

У скачка цен на энергоносители, по мнению Делягина, есть и текущие причины. Это и существенное увеличение импорта нефти Китаем (причем еще до объявления о начале создания в нем стратегических резервов). Это остающиеся безнаказанными теракты и, что самое главное, – ожидание новых терактов. Это и активизация «дела ЮКОСа».

«Однозначность фундаментальных причин усиливает спекулятивные настроения, исключительно значимые из-за узости сегмента мирового рынка нефти, на котором происходит установление цен. Это спекулятивный рынок, по определению основанный на опасениях и ожиданиях. Возможности осознанного воздействия на динамику мировых цен на нефть со стороны бюрократизированных международных структур (включая ОПЕК) в этих условиях незначительны. Все разговоры о сдерживании цен на нефть остаются на сегодня разговорами», - сказал Михаил Делягин.

Экономист перечислил текущие последствия роста мировых цен на нефть. Во-первых, это нарастание экономических проблем развитых стран, в первую очередь, Европы и Японии. Но также это касается и США, в которых в преддверие выборов проблемы откладываются «на будущее» ради обеспечения благоприятных настроений избирателей.

Это обострение нехватки энергии в наиболее успешно развивающихся странах, в первую очередь, в Китае. В частности, в Пекине жители почти не пользуются светом, так как 1 кВт.ч. стоит около 10 руб. при значительно более низком, чем в России, уровне жизни. Это увеличение относительного влияния экспортеров нефти, проявляющееся, в том числе, в их попытках выйти из-под контроля развитых стран или диверсифицировать этот контроль.

Это усиление попыток установить запасы нефти в ее экспортерах под внешний контроль, неконтролируемое и обостряющееся столкновение интересов США, Европы, Китая и исламского мира.

Характеризуя положение России в мире, стабильность которого зависит от конкурентной борьбы за дефицитные в ближайшей перспективе энергоносители, Делягин заметил: «Мы сейчас снимаем сливки с благоприятной ситуации, которая не будет продолжаться достаточно долго. Мы должны использовать эту ситуацию просто для того, чтобы защитить свои собственные ресурсы».

Среди способов захвата нефтяных ресурсов Делягин указал как на соглашения о разделе продукции на кабальных для российской стороны условиях (ситуация с сахалинской нефтью), так и на прямую покупку российских нефтяных компаний глобальными корпорациями (покупка British Petrolium «Тюменской нефтяной компании»).

«Сегодняшняя и завтрашняя Россия защищать свои энергоресурсы не сможет. В условиях, когда ставится задача обеспечения международного освоения природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, нам надо сделать так, чтобы на них влияла не одна сила, а несколько. Мы сможем только добиваться равновесия влиятельных сил», - сказал Делягин.

Оценить статью
(0)