СМИ и выборы:

"За каждую лишнюю копейку, истраченную на рекламную кампанию, нужно не просто снимать с предвыборной гонки, а сажать в тюрьму". Сергей Говорухин.

Еженедельный бюллетень Центра экстремальной журналистики.

I. Главные события

1. Центральная избирательная комиссия России намерена проанализировать практику проведения федеральных выборов и выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах. На основании этого анализа ЦИК будет вносить изменения в избирательное законодательство. По этому поводу ЦИК приняла специальное постановление. В нем сообщается, что ЦИК уже обсудил специальный доклад (он размещен на сайте ЦИК), в котором обобщается опыт избирательных кампаний  в 2002-2004 годах и содержатся предложения по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах. Теперь этот доклад будет предоставлен на обсуждение более широкой аудитории специалистов в области избирательного права и представителей органов власти.  

Непосредственное отношение к средствам массовой информации  имеет раздел № 6 этого специального доклада, который называется «Проблемы правового регулирования информационного обеспечения выборов».

В этом разделе, в частности, содержится такой вывод. Освещение общероссийскими государственными организациями телерадиовещания федеральных избирательных кампаний показало, что информационная политика таких организаций в этой сфере может иметь тенденциозный характер (что неоднократно отмечалось и международными наблюдателями). В этой связи одной из наиболее серьезных проблем информационного обеспечения выборов является обеспечение сбалансированного и беспристрастного освещения избирательных кампаний организациями, осуществляющими выпуск СМИ. В связи с этим ЦИК считает необходимым предпринять меры по предотвращению подобных явлений в будущем.

Однако решение данной проблемы, на взгляд ЦИК, в первую очередь требует выработки журналистским сообществом норм саморегуляции, то есть правил профессии и этических принципов, упомянутых в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.

Вместе с тем, отмечается в докладе, требует определенного совершенствования законодательство о средствах массовой информации, в частности, нужно четко определить понятие “информационная программа”. Должно быть установлено изъятие на время избирательной кампании из закрепленного в статье 57 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” правила об освобождении редакции, главного редактора, журналиста от ответственности за материал, являющийся воспроизведением публикации из другого средства массовой информации (в том числе  с интернет-сайта). Это предложение относится к тем воспроизведенным материалам, которые являются агитационным, а само воспроизведение при этом  не оплачено из избирательного фонда.

В целом ЦИК признает, что в сфере информирования избирателей следует совершенствовать правоприменительную практику, в том числе вырабатывать методологию выявления нарушений принципов информирования избирателей.

ЦИК также считает, что следует уточнить содержание понятия “общероссийская организация телерадиовещания”, и “региональная организация телерадиовещания”, учитывая, что в смысле законодательства о выборах ответственность за содержание распространяемых материалов должна нести организация телерадиовещания, производящая (выпускающая) эти материалы.

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении ЦИК, коррекции должно подвергнуться определение термина “предвыборная агитация”.

Дальнейшего совершенствования требует также, по мнению ЦИК, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере предоставления кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам бесплатных эфирного времени и печатной площади.

 

2. В предыдущем выпуске бюллетеня «СМИ и выборы» сообщалось о том, что на заседании Комитета "2008: Свободный выбор" принято решение направить иск в Верховный суд России с требованием аннулировать результаты выборов в Государственную Думу РФ, состоявшихся в декабре 2003 года. Одним из оснований для  иска является то, что целый ряд политических партий не получил равных условий доступа к СМИ для ведения агитационной работы. В конце этого номера бюллетеня ЦЭЖ предлагает комментарий правового эксперта по поводу этого иска.

 

II. Пресса на региональных выборах

 

1. Почти через восемь месяцев после окончания выборов главы  Сергиевопосадского района (Московская область) Московский областной суд признал нарушения, допущенные победившим кандидатом на пост главы района Анатолием Упыревым, настолько серьезными, что принял решение отменить итоги выборов. Доказательства, которые легли в основу решения суда, были собраны еще городским судом Сергиево-Посада  в течение почти шестимесячного процесса.

Согласно собранным судом документам, Анатолий Упырев использовал преимущества своего служебного положения. В частности,  местная газета "Хороший вкус", принадлежащая возглавляемому кандидатом мясокомбинату, выходила в период выборов тиражом 60 000 экземпляров без оплаты дополнительных расходов из избирательного фонда  кандидата. Однако, собрав доказательства, городской суд не стал принимать решения, осложняющего отношения с местной властью, и счел нарушения малозначительными.

Однако областной суд оказался более принципиальным: внимательно посчитав цифры в собранных коллегами документах, судебная коллегия по гражданским делам установила, что сумма, потраченная кандидатом сверх отведенного законом избирательного фонда, составила более 100 тысяч рублей. Это на  10 процентов превышает сумму, которую мог по закону потратить кандидат. На основании столь грубого нарушения судом было вынесено определение о признании выборов недействительными.

Территориальная избирательная комиссия приняла решение провести выборы в апреле 2005 года. Сторонники Анатолия Упырева стремятся изменить ситуацию в районе и заставить комиссию пересмотреть сроки проведения повторных выборов. Город наводнили листовки и специальные выпуски газеты "Хороший вкус", призывающие бороться с решением суда и решением избирательной комиссии. Газета вновь выходит тиражом 60 000 экземпляров и распространяется бесплатно.  Между тем, избирательная комиссия Московской области оставила в силе решение городской избирательной комиссии о назначении выборов на апрель 2005 года.

 

2. Популярное в Свердловской области СМИ - Телевизионное агентство Урала (ТАУ) - фактически объявило информационную войну депутату Государственной думы Антону Бакову.  Местные наблюдатели считают, что нынешняя атака ТАУ более всего напоминает упреждающий удар перед выборами в Городскую думу Екатеринбурга. В этих выборах Антон Баков может реально проявить себя заинтересованным лицом и организатором избирательного процесса.

В начале сентября бывший кандидат на пост главы региона Антон Баков стал лидером среди самых непопулярных персон региона. Примечательно, что во всех материалах, вышедших 6 сентября сам Антон Баков не был главным персонажем, материалы посвящались совершенно произвольным событиям, от добычи питьевой воды в Челябинской области до борьбы с нелегальной торговлей алкоголем. Однако во всех материалах негативно упоминалась персона именно этого политика. Во всех случаях распространителем информации выступало "Телевизионное Агентство Урала".

 

3. Выборы мэра Пензы состоятся в декабре этого года. Однако информационные битвы уже разворачиваются в сентябре.

Пензенский еженедельник "Вестник" (N 36) в статье "Дед-морозовская щедрость" попытался открыть глаза читателям на возможного кандидата на пост мэра - начальника Городского водоканала Игоря Михайлова. Он, по мнению газеты, уже начал свою кампанию по выдвижению на пост главы города, с завидным постоянством появляясь на всех местных телеканалах. По мнению "Вестника", Игорь Михайлов скрывает свои источники дохода, благодаря которым он заказывает свои рекламные ролики. Газете стало известно, что Игорь Михайлов вовсе не начальник влиятельной государственной организации, а всего лишь внешний управляющий, и структура, которой он руководит, давно банкрот.  Игорь Михайлов  пока не обращает внимания на газетные выпады.

 

4. Газета "Брянские будни" фактически обвинила действующего губернатора Брянской области в преждевременном начале агитационной кампании – выборы губернатора должны состояться в декабре этого года. Газета считает, что  распространение плаката (на нем губернатор Брянской области изображен вместе с Президентом России Владимиром Путиным) является пропагандистским  ходом действующего губернатора. Плакат сопровождается надписью "Твердым шагом в будущее". Губернатор резко отреагировал на эту позицию независимого от него издания. Подробности этого противостояния сообщаются в разделе настоящего бюллетеня «Конфликт недели».

 

5. Архангельские аналитики в сфере массовой информации констатируют, что подтверждаются их догадки относительно ангажированности газеты "Независимый взгляд Архангельской области", обнародованные в ходе последних федеральных выборов.  С 1 сентября в этой газете работает новый редактор. 8 сентября вышел первый номер газеты, выпущенный под его руководством. В номере резко увеличилось количество упоминаний депутата Государственной думы Владимира Крупчака. Таким образом, по мнению независимых аналитиков, с приходом на должность редактора газеты Андрея Самойлова зависимость издания от группы компаний "Титан" стала намного заметнее.

В частности, в рубрике "Интервью номера" помещен материал, в котором сам депутат рассказывает о своей работе над проектом Лесного кодекса РФ. Также  Владимир Крупчак фигурирует на фото и в тексте о юбилее одного из предприятий, хотя это упоминание не имеет смыслового значения: на юбилее депутат просто присутствовал и ничего не говорил. В материале о погибшей в результате теракта на борту самолета Ирине Щербович также упоминается депутат, которому выражает благодарность за помощь семья девочки.

Архангельские медиа-аналитики склонны считать, что такое количество упоминаний Владимира Крупчака может свидетельствовать о том, что газета начала открыто заявлять о своей принадлежности к группе компаний "Титан". Более того, они предполагают, что зависимость "Независимого взгляда" со временем станет еще более заметна в связи с приближающимися выборами мэра Архангельска. Не исключено, считают они, что в ближайших номерах газеты все чаще начнет фигурировать имя человека, который, возможно, будет баллотироваться на пост мэра Архангельска как представитель  группы компаний "Титан".

III. Цитата недели

Известный кинорежиссер и депутат Государственной думы Станислав Говорухин заявил на днях в интервью одной из газет, что "за каждую лишнюю копейку, истраченную на рекламную кампанию, нужно не просто снимать с предвыборной гонки, а сажать в тюрьму".

IV. Конфликт недели

Газета "Брянские будни" опубликовала статью под названием "Заплатит ли Лодкин Путину за рекламу?". В данном материале и была затронута тема о моральной и правовой стороне распространения рекламного плаката  брянского губернатора Юрия Лодкина. Этот интерес общественности к агитационным шагам действующей власти не понравился высшему должностному лицу области.

Юрий Лодкин обратился в Брянский районный суд с исковым заявлением, в котором просит признать изложенные в статье "Заплатит ли Лодкин Путину за рекламу" сведения, не соответствующими действительности, затрагивающие честь, достоинство и деловую репутацию губернатора.

Главной проблемой в данном деле станет выяснение того, давал ли президент Владимир Путин согласие на размещение своего образа в губернаторской рекламе. А это значит, что  перед судом может быть поставлен вопрос о вызове президента страны  в суд для разъяснений по существу разбирательства.

Вот как прокомментировал сложившуюся ситуацию юрист "Межрегионального правозащитного центра", представляющий интересы редакции газеты "Брянские будни", Евгений Панченко: "В настоящее время уже подготовлено ходатайство в Брянский районный суд о привлечении по данному делу в качестве свидетеля Путина Владимира Владимировича. Согласно действующему законодательству, личные неимущественные права и иные нематериальные блага гражданина охраняются законом, не передаваемы и не отчуждаемы другим лицам. Образ Президента РФ и гражданина Путина В. В. является его личным неимущественным благом, и право на него принадлежит ему от рождения. Следовательно, это нематериальное благо без ведома Путина В. В. и его согласия не может быть размещено на рекламных носителях".

Насколько известно редакции, Владимир Путин согласия на размещение своего образа на рекламных носителях с явно выраженной тематикой не давал. Если суд пожелает создать необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, то не исключено, что президенту страны придется внести в свой рабочий график и внеплановое посещение нашей области. Так считает газета.

 

Комментарий правового эксперта ЦЭЖ Бориса Пантелеева  к разделу I.2

Информация о том, что рядом юридических лиц и физическими лицами принято решение направить иск в Верховный суд России с требованием аннулировать результаты выборов в Государственную Думу РФ, состоявшихся в декабре 2003 года, заслуживает пристального внимания со стороны журналистского сообщества по нескольким причинам.

Во-первых, потому, что одним из оснований для  иска являются именно нарушения в информационной сфере, а конкретно то, что по утверждению истцов «целый ряд политических партий не получил равных условий доступа к СМИ для ведения агитационной работы». Надлежащее качественное разбирательство по данному делу, поэтому неизбежно укрепит профессиональный и правовой статус журналистов в России.

Во-вторых, потому, что добросовестные журналисты всегда заинтересованы в получении и анализе дополнительной альтернативной информации по общественно значимым конфликтным вопросам. Истцы же обещают обнародовать большое количество новых фактов, несомненно, очень интересных  для всех мыслящих читателей.

В-третьих, потому, что власти любой демократической страны, с другой стороны, также должны быть заинтересованы в наиболее полном и скором расследовании всех нарушений избирательных прав граждан с неизбежным вынесением обвинительного приговора виновным. Это важно для легитимности самой власти в целом и укрепления авторитета судебной системы в особенности.

В-четвёртых, подобные расследования, уже состоявшиеся в других странах, получили еще название «стратегических тяжб», которые направлены на установление юридического прецедента при защите нарушенного права для использования его затем во всех аналогичных случаях. Таким образом, общество получает надёжные гарантии на прозрачность избирательного процесса в будущем.

Кроме того, если всего вышеперечисленного по каким-то причинам не случится, наиболее активные граждане России смогут верифицировать качество нашей избирательной и судебной системы не только на предмет соответствия национальному законодательству, но и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Оценить статью
(0)