Как развить российский химический комплекс?

Как развить российский химический комплекс?

Как развить российский химический комплекс?

Парламентские слушания по вопросу о законодательном обеспечении развития химической и нефтехимической промышленности прошли в Государственной Думе в понедельник. На них с докладом «Состояние, проблемы, стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 г.» выступил Николай Сорокин, заместитель директора Департамента промышленности Минпромэнерго России.

Основные тезисы доклада:

Химический комплекс является стратегической составляющей промышленности России и имеет огромное общехозяйственное и оборонное значение для развития экономики страны.

За последние годы (1999-2003 гг.) после долгого затяжного кризиса в развитии химической и нефтехимической промышленности произошел ряд позитивных изменений. Объем производства химической продукции увеличился в 1,6 раза. Рост производства в 2003 году составил 104,4% к уровню 2002 года.

Однако следует иметь в виду, что экономический рост в основном обеспечивался за счет улучшения использования ранее созданного производственного потенциала, девальвации рубля и благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре.

Факторы, сдерживающие стабильное функционирование химического комплекса:

1. Высокая степень физического износа оборудования и отсталость технологий.
          2. Дефицит инвестиционных ресурсов.

3. Опережающие темпы роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий.

4. Проблемы обеспечения предприятий отрасли углеводородным сырьем.

5. Низкие потребительские качества, ограниченный ассортимент ряда отечественных химикатов, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, неготовность потребляющих секторов экономики к переработке и использованию ряда материалов.

Для решения этих и других проблем, а также совершенствования государственного управления химической и нефтехимической промышленностью и определения оптимальных задач и принципов государственной политики ее развития на средне- и долгосрочную перспективу была разработана Концепция химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года.

Главной целью Концепции является укрепление конкурентных позиций химического сектора на внутреннем и внешнем рынках в условиях рыночной экономики, опираясь на научно-технический потенциал отрасли. Для достижения цели определены основные задачи, основные инструменты для их решения, а также меры, реализация которых позволит:

- увеличить объем производства продукции отрасли в 2005 и 2010 годах к уровню 2000 года соответственно в 1,3 и 1,7 раза;

- сократить экономически необоснованный импорт химикатов, для производства которых в стране имеются необходимые предпосылки;

- качественно изменить отраслевую и видовую структуру производства химической продукции;

- расширить ассортимент химической продукции (увеличить на 20-25% ассортимент композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей).

Для достижения поставленных целей в химическом комплексе необходимо:

- ввести механизм формирования централизованных фондов для проведения НИОКР за счет отчисления части прибыли, получаемой промышленными предприятиями (0,5-2%);

- освободить предприятия, создающие новые эффективные производства, от налогообложения на прибыль, получаемую на новых мощностях в период их освоения или погашения кредитов;

- установить налоговые льготы для предприятий, внедряющих изобретения, патенты, начинающих выпуск импортозамещающей продукции;

- предоставить особые льготы венчурному бизнесу (например: отменить НДС на товары, произведенные с использованием инновационных технологий, освободить от налога на прибыль до момента начала серийного производства инновационной продукции);

- закрепить защиту прав интеллектуальной собственности в процессе формирования и деятельности стратегических альянсов (при проведении совместных НИР, работ по схеме «российское производство - западное распространение», взаимном предоставлении технологии с последующим обменом и др.).

В соответствии с единой государственной политикой в области экологии, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, необходимо:

- рассмотреть возможность создания Центров по переработке отходов производства и потребления химической и нефтехимической продукции;

- учредить награды регионам, которые эффективно работают в области повышения экологической сознательности и успешно решают на практике природоохранные проблемы;

- привести российские правила и нормативы промышленной безопасности к международным стандартам;

- запретить выдачу (отзыв) лицензий на нефтедобычу нефтяным компаниям, которые ведут разработку месторождений без строительства газосборных сетей;

- отменить постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.98 № 789 «О внесении изменений и дополнений в Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» и постановление Правительства СССР от 30.07.88 № 929 «Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям» для энергосбережения;

- исключить двойное взимание платы за количественный сбор сточных вод в водные объекты на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.03 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» и на основании Федерального закона от 6.05.98 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами»;

- разработать и утвердить вместо устаревшей новую методику расчета предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты со сточными водами 1990 года (ВНИИВО, г. Харьков).

К задачам социального развития химического комплекса на период до 2010 года относятся:

- поддержание и развитие в отрасли системы регулирования социально-трудовых отношений;

- совершенствование систем и повышение уровня оплаты труда работников организаций в химической и нефтехимической промышленности;

- обеспечение промышленной безопасности объектов отрасли и проведение мероприятий по снижению уровня производственного травматизма;

- создание здоровых и безопасных условий труда, повышение уровня медицинского обслуживания и профилактики профзаболеваний, улучшение организации общественного питания;

- формирование в организациях химического комплекса соответствующего кадрового потенциала с использованием отвечающей последним достижениям науки и техники комплексной программы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней;

- проведение в организациях комплекса мер социальной поддержки и обеспечения занятости работников, высвобождаемых в процессе структурной перестройки химической и нефтехимической промышленности, в том числе программ ускоренного обучения высвобождаемых работников новым профессиям.

Стратегической задачей химического комплекса России в сфере внешнеэкономической деятельности является достижение максимально возможного объема экспорта химической продукции без ущемления интересов внутренних потребителей, а также увеличение в структуре экспорта доли конкурентоспособной продукции с высокой степенью передела.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий отрасли сопряжено с необходимостью реализации ряда мер по защите и отстаиванию интересов отечественных производителей:

- сохранение более низких внутренних цен на энергоресурсы по сравнению с ценами мирового рынка;

- сокращение сроков рассмотрения на Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике обоснованных предложений товаропроизводителей по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин на химическую и нефтехимическую продукцию и сырье для их производства;

- введение мер, отраженных в Федеральном законе от 8.12.03 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», в случае неблагоприятного воздействия импорта продукции химического комплекса на деятельность отечественных производителей аналогичных товаров;

- внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4.06.03 № 324 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе» для отмены экспортных пошлин на продукцию, экспорт которой определяется недостаточным платежеспособным спросом внутреннего рынка (хлористый калий, аммофос);

- принятие мер по ужесточению контроля за правильностью кодирования ввозимых химических и нефтехимических товаров, особенно лакокрасочных материалов.

Основные, необходимые к принятию изменения и дополнения в действующее законодательство России:

- разработка и принятие Федерального закона «О промышленном развитии», регулирующего основы взаимодействия государства и бизнеса при формировании промышленной политики. Меры поддержки промышленного развития, такие как кредитование, инвестиции, протекционизм, государственный заказ и государственный лизинг, а также меры по финансовому оздоровлению, интеграции, научно-технической политики;

- разработка и принятие Федеральных законов «Об инвестиционной деятельности», «О стимулировании финансирования реального сектора» и «О государственном внебюджетном ссудном фонде промышленности»;

- внесение изменений в Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части требований к безопасности технологических процессов производства продукции и в части исключения отдельных процессов производства из области действия закона (ст. 2, ст. 9);

- внесение изменений в ст. 7 и ст. 8 (пункт 4) Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Предлагаемые к рассмотрению меры должны оказать помощь в решении таких проблем, как:

- недостаток инвестиционных ресурсов в промышленности;

- отсутствие мотивов для банков кредитовать и инвестировать промышленные предприятия;

- необходимость восстановления государственных правовых инструментов промышленной политики;

- отсутствие мотивации для хозяйствующих субъектов к развитию и росту объемов выпуска через модернизацию производства, внедрение инноваций;

- необходимость перехода от сырьевой к наукоемкой ориентации российской промышленности.

 

Оценить статью
(0)