Примакова ждет скорина

Примакова ждет скорина

Примакова ждет скорина

29 октября исполняется 75 лет со дня рождения Евгения Примакова. По этому поводу в российских и других СМИ появились разного рода материалы. Биография юбиляра и его политическая карьера настолько насыщены любопытными событиями, что писать и говорить о Примакове -  журналисте, разведчике, ученом, дипломате и видном политике представляется делом не очень трудным. Однако, как представляется, вряд ли в большой иностранной прессе можно будет встретить в эти дни описания роли Примакова в российско-белорусских отношениях времен правления Лукашенко. А роль эта весьма значительна.

Когда в Беларуси случились первые президентские выборы, Евгений Примаков был директором Службы внешней разведки (СВР). Общеизвестно, что в бытность службы Примакова на этом посту в СВР усилилась информационно-аналитическая сфера деятельности. И там вряд ли могли проморгать приход в 1994 году к власти в Беларуси заурядного директора совхоза, шумевшего периодически с депутатским мандатом в Овальном зале белорусского парламента.

После первого референдума в мае 1995 года, отменившего национальную символику и провозгласившего всемерную интеграцию с Россией, Василь Быков как-то сказал, что белорусы избрали резидента, а не своего президента. Что касается внешней политики, то Лукашенко взял четкий антиамериканский, антизападный курс. И принялся развивать тесные отношения с режимами стран Арабского Востока. Такая политика вполне отвечала мироощущениям Примакова, ставшего в январе 1996 года министром иностранных дел России в кабинете Виктора Черномырдина.

Возглавив МИД, Примаков во весь голос стал пропагандировать идею многополярного мира в противовес американской гегемонии. В риторике на эту тему минские стратеги старались ему не уступать. Правда, в отличие от своего премьера, Примаков осенью 1996 года в Минске не появлялся. В Беларуси хорошо помнят, как Черномырдин со спикерами обеих палат российского парламента сдали после второго референдума наивного спикера Шарецкого, так уповавшего тогда на помощь Москвы в деле усмирения Лукашенко. Осведомленные люди говорят, что к белорусскому «мюнхену» приложился и авторитетный глава российского МИД.

Надо полагать, довольно сильный прилив энтузиазма Лукашенко испытывал, когда Примаков стал премьер-министром. При этом мало кто помнит, что его кандидатуру предложила фракция «ЯБЛОКО». Явлинский и его соратники никогда не питали симпатий к Лукашенко. Тем не менее, белорусский диктатор все чаще стал называть Примакова своим учителем.

Как шутили иностранные дипломаты, видимо антиамериканский Примаков и научил Лукашенко тому, чтобы тот выгнал западных, а заодно и остальных послов из их резиденций в Дроздах. Это уже позже, во время югославского кризиса, Примаков сам каламбурил, разворачивая в небе самолет, летевший в Вашингтон. А его белорусский ученик и вовсе лично летал в Белград к обреченному Милошевичу. Что стало потом от этих солидаристских потуг, известно. Милошевича перевезли в Гаагу, а Ельцин

грубо переместил Примакова из московского Белого дома на пенсию.

Именно возрастные параметры патриарха российской политики Примакова, которому прочили и президентское кресло, вполне устраивали Лукашенко, стремившегося вслед за Примаковым туда же, в Кремль.

Уйдя на общественную работу в качестве президента, но Торгово-промышленной палаты, Примаков все же оставался желанным гостем в Минске. И он действительно пытался играть роль наставника молодого белорусского президента. Об этом его уже просил новый хозяин Кремля Путин, которому личное общение с белорусским коллегой все больше становилось мучительным. Но после своей «элегантной» победы на президентских выборах 2001 года, похоже, Лукашенко перестал нуждаться в названных учителях. Говорят, в этом убедился и Примаков, после своей последней встречи с Лукашенко в минском Красном доме. Тем не менее, некоторые московские источники утверждают, что Примаков остается  в роли смотрящего за Беларусью, регулярно выкладывая Путину свои соображения, прогнозы насчет будущего Лукашенко. Где-то с этим видимо и связано одно неординарное решение Лукашенко.

В связи с 60-летием со дня рождения, в августе текущего года, белорусским орденом Франциска Скорины был награжден Вячеслав Трубников, ближайший товарищ и преемник Примаков в СВР. Маловероятно, чтобы аналогичной чести не удостоился и сам Примаков. В противном случае это может быть воспринято, как месть Лукашенко за так и неполученный им на свое 50-летие желанный  орден Андрея Первозванного. Путин остался глух к ходатаям за 50- летнего юбиляра.

Остается лишь напомнить уже имеющиеся ордена 75-летнего юбиляра. Он награжден  орденами  Трудового  Красного  Знамени  (1975),  Дружбы Народов (1979),  "Знак  почета" (1984),  "За заслуги перед Отечеством" III степени (1995), "За заслуги перед Отечеством" II степени (1998).

 

Роман Яковлевский («НАША НIВА»)

 

Оценить статью
(0)