Лесные отношения в России: серое сегодня, зеленое завтра?

Лесные отношения в России: серое сегодня, зеленое завтра?

В системе лесных отношений Российской Федерации необходимы радикальные изменения, однако современный проект Лесного кодекса способен только ухудшить ситуацию, - считают участники конференции "Проблемы лесных отношений в России: глобальный, региональный и локальный контексты", открывшейся 21 ноября в Санкт-Петербурге.

В конференции, организованной Центром независимых социологических исследований, приняли участие ученые, практики, представители общественных объединений, служащие структур власти и бизнеса из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов Северо-запада РФ.

Ведущее место в дискуссии заняло обсуждение ситуации, сложившейся вокруг проекта нового Лесного кодекса РФ. Актуальность темы конференции обусловлена тем, что у многонационального населения России существует определенный традиционный уклад и система понятий, связанные с лесом и лесопользованием.

Исторически сложившееся восприятие идеи леса как духовного и культурного пространства, сложившаяся в течение тысячелетий, определяет понимание и восприятие людьми лесных отношений. На конференции констатировалось, что этот фактор не учитывался при реформировании лесной отрасли. Насильственная ломка традиционного российского уклада приведет к серьезным социальным конфликтам.

Участники конференции считают, что экологический контроль не создает барьеры для экономического развития страны, а обеспечивает экологическую безопасность и соблюдение прав граждан, создает равные условия хозяйствования и способствует развитие конкурентной среды в природопользовании.

Участники конференции с сожалением отметили, что до сих пор разработка Лесного Кодекса велась недемократично и закрыто. В ней не имели возможности участвовать заинтересованные группы интересов — общественные объединения граждан, бизнес, наука.

    Одним из революционных пунктов нового лесного кодекса является предложение об изменении делении лесов на группы (пять вместо существующих трех) в соответствии с целевым назначением, определив допустимые формы собственности на лес (лесные земли) в пределах каждой группы:

·         Леса природоохранного назначения - федеральная форма собственности;

·         Рекреационное назначение — государственная собственность;

·         Специальное назначение — федеральная собственность;

·         Резервные — пока федеральная;

·         Лесопромышленные леса — любые формы собственности.

Участники конференции считают целесообразным объединить систему государственного экологического и государственного лесного контроля.

Чтобы сделать арендатора не временщиком, а хозяином, необходимо ввести ответственность за соблюдением прав лесопользования, используя финансовые механизмы. Целесообразно сбор и начисление платежей за пользование государственным лесным фондом (как в налоговой, так и в неналоговой форме) передать в ведение федерального органа по налогам и сборам, - считает Антон Щукин, Председатель Правления КЕ Ассоциации.

Необходимо поэтапно ввести обязательно страхование ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность по лесоустройству, лесной сертификации, охране, защите и воспроизводству лесов, подготовке материалов для ведения государственного земельного кадастра (в части государственного лесного фонда). Кроме того, должно быть введено обязательное страхование ответственности лесопользователей, ведущих лесохозяйственную деятельность за сохранность вверенного им государственного имущества.

Неформальные (или черные или серые) лесные отношения порождены нынешней системой, оставляющей большой простор для различных манипуляций. Проект Лесного кодекса — не исключение. Сами участники таких отношений не предвидят серьезных изменений в своей деятельности.

Участники конференции предложили ввести изменения в уголовное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения ответственности за хищения государственного имущества в форме незаконной рубки леса.

В проекте Лесного Кодекса РФ не учтены обязательства России, связанные с решениями Министерских конференций по защите лесов Европы, и обязательства в области демонополизации и разгосударствления в сфере лесных услуг, которые следуют из вступления России во Всемирную торговую организацию.

Резолюция конференции будет направлена в Администрацию Президента Российской Федерации, комитет по экологии, комитет по природным ресурсам, комитет по собственности, комитет по промышленности, комитет по делам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Торгово-Промышленную Палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, а также заинтересованным общественным организациям.

Участники конференции обратились ко всем заинтересованным лицам организациям с предложением направлять свои мнения и комментарии по проблемам совершенствования лесных отношений в Российской Федерации.

 

Центр независимых социологических исследований,

Лесная компания Международного социально-экологического союза,

Институт Коллективное действие

Оценить статью
(0)