«Позитивных изменений в армии не произошло и предпосылок к ним не предвидится»

«Позитивных изменений в армии не произошло и предпосылок к ним не предвидится»

24 ноября представители Комитета солдатских матерей России дали пресс-конференцию, на которой были подведены промежуточные итоги деятельности организации и дана оценка происходящего сегодня в российской армии. Вердикт Комитета суров: «Позитивных изменений в армии не произошло и предпосылок к ним не предвидится».

Как заявили Значкова Татьяна Юрьевна и Ярилина Людмила Александровна, по прежнему в армии распространены «нецелевые использования» солдат «срочников», процветают неуставные отношения, влекущие увечья, а порой и гибель военнослужащих, которые стали горькой реальностью, удивить которыми сложно, но привыкнуть к которым невозможно.

Армия деградирует, являясь во многом отражением состояния нашего общества. По-прежнему армия России – советская армия, это архипелаг, не претерпевший реальных изменений после крушения СССР, но унаследовавший все ее проблемы, на которые еще наложились проблемы новые, вызванные кризисом современного общества и здесь влияние текущих острых социальных проблем страны очевидны.

Так, в армию попадают люди с низким уровнем образования или вообще без такового, отсидевшие в тюрьме или бывшие под следствием. Наконец, демографический кризис не мог не сказаться на комплектовании рядов. Все эти проблемы объективные и требующие решения, вот только военные используют  для этого неприемлемые методы.

Главный бич вооруженных сил – недобор новобранцев - пытаются компенсировать путем снижения планки в медкомиссиях, приказывают медкомиссиям «не находить» болезни у призывников и т.д. И результат последовал незамедлительно: порой до 80% присланных в части новобранцев командиры вынуждены сразу отправлять на обследования. Зато «план призыва выполнен на 100%», как бодро рапортуют военкомы, например в Рязани. А некоторые даже «перевыполняют»!

Что это значит – не сложно догадаться. Пользуясь низкой правовой грамотностью, серостью и полной забитостью большей части призывного контингента, военкоматы гребут всех, кто попадется под руку и наличие законной отсрочки еще вовсе не гарантия, что тебя, подняв утром с постели,  не обуют в сапоги и не отправят «отдавать честь и   погибать за родину».

О бесчинствах и произволе военкоматов ходят легенды, увы часто взятые из реальности. Таковых защитники прав призывников могут рассказать множество. 

Ежегодно в московское отделение «Комитета солдатских матерей России» обращаются за консультацией, с заявлениями и жалобами до трех тысяч человек! Это и призывники, и военнослужащие и  их родители, а также родители военнослужащих, погибших во время прохождения военной службы. Примерно столько же еще писем за год приходит в адрес Комитета. Силы  организации очень ограничены и все сотрудники («полтора пенсионера», как выразилась Татьяна Значкова) работают на общественных началах.

Очевидно, что комплексное решение проблем армий станет возможным только тогда, когда государство перестанет делать вид, что «все ОК» и признает существование целого  комплекса серьезнейших проблем, а также начнет реально заниматься их решением, а не имитацией такового процесса, ведя пиар-кампании и прикрывая все это псевдопатриотической мишурой и истерическими заявлениями

На этой же пресс-конференции была затронута тема АГС. В этом году впервые в истории страны осуществлялся призыв и на  альтернативную службу. Однако, комментируя ситуацию, представители КСМ заявили, что действующий закон просто драконовский и необходимо срочно вносить в него поправки, дабы сделать его работающим и соответствующим предназначению.

Тема альтернативной службы становится тем более актуальной в свете того, что существуют идеи о фактической отмене большинства ныне действующих отсрочек от армии. Сама нелепость и опасность этой идеи очевидна. Если это реализуется, то под ружье станет не одна тысяча студентов и тех молодых людей призывного возраста, имеющая сейчас право не служить.

А тем временем в той самой армии, куда кнутом хотят загнать молодое поколение,  происходят вещи не просто незаконные, а часто дикие и не вообразимые, места которым казалось бы давно нет в современном обществе. Однако это реальность!

Реальность - когда человека призывают дважды в армию и там убивают, когда пьяные офицеры до смерти забивают рядовых. О дедовщине уже говорят без эмоций, как само собой разумеющимся. «Без дедовщины у меня не будет дисциплины» - так заявил один командир представителю КСМ.

Что же нам стоит ждать от системы, в которой у попавшего в нее человека прав меньше чем у заключенного, а жить приходится по законам джунглей и принципам тиражирования насилия?

Но защищать интересы призывников не только сложно, но и не безопасно. Уже заведено уголовное дело и идет суд в отношении Людмилы Ярилиной, зампредседателя КСМ. И лишь за то, что помогла консультацией человеку, пришедшему к ней на прием, доказать наличие болезни, не совместимой со службой в армии. Сейчас она обвиняется в уклонении от призыва и предсказать итоги суда никто не может.

Но не  все так мрачно в работе Комитета. Например, по словам Татьяны Юрьевны, в целом отношение военных, командного состава, командиров частей нормальное,  а то и дружеское. Порой даже приходится слышать такие фразы, несколько абсурдные: «Помогите нам, сделайте так, чтобы в армию шли здоровые образованные призывники. Нам присылают больных, неграмотных моральных уродов, которым не то что оружие, метлу нельзя доверить!».

Это - крик отчаяния, который очень точно отражает ситуацию в вооруженных силах. Ее очень  четко осознают как раз представители среднего звена командования, реально переживающие за судьбу страны, армии и самих ребят, лично видящие все ужасы. Однако для генералов и уж, тем более, нашего главнокомандующего это все обывательские разговорчики - антипатриотизм. Высокие государственные чины обеспокоены не повышением  качества армии, а разрастанием ее влияния на общество, увеличением военных расходов и призывного контингента.

Все это - признаки имперских амбиций и недалекого ума, вот только за эти глупости приходится расплачиваться всем нам, простым гражданам, чьи родственники служат в вооруженных силах или подпадают под призыв.

 

Дмитрий Кокорев,

Институт «Коллективное действие»

Оценить статью
(0)