Ферганская долина отрезана от внешнего мира

Ферганская долина отрезана от внешнего мира

Ферганская долина отрезана от внешнего мира

Многие местные жители поддерживают так называемых «акромистов», вооруженных мятежников. Они говорят: «Эти люди – они не плохие, они защищают народ, а солдаты стреляют без предупреждения. Военные в людей стреляют, всю вину на тех возложат, скажут – они террористы!»…

Утром 14 мая жители Андижана снова вышли на улицу. Как передал собкор ИА «Фергана.Ру» Алексей Волосевич, один из немногих журналистов, работающих в городе, андижанцы, собирающиеся на площади перед зданием хокимията (областной администрации), выражают гневное возмущение расстрелом мирных жителей, который случился вечером 13 мая. Из здания хокимията жители вынесли около десяти тел погибших. По всей видимости, это члены вооруженной группировки, удерживавшей здание до последних минут. Тела убитых мужчин лежат на земле, рядом с ними тела двух женщин и одного подростка.

Пока неизвестно, куда подевались вооруженные мятежники и солдаты. В центре города нет ни войск, ни повстанцев с оружием. Многие горожане в шоке от событий. Одни просто молча стоят, опустив головы, никак не комментируя ситуацию. Другие возмущенно кричат, обвиняя правительство в многочисленных жертвах расстрела. «Меня удивляет, почему никого из администрации здесь не было?» - задается вопросом андижанец Урипхон Салиев.
Как рассказывают местные жители, в 6 вечера над площадью пролетел вертолет, который как бы произвел разведку. Затем сразу же к зданию хокимията подъехали несколько БМП или БТРов, которые без предупреждения открыли огонь по толпе народа перед зданием.

Многие местные жители поддерживают так называемых «акромистов», вооруженных мятежников. «Эти люди – они не плохие, они защищают народ, а солдаты стреляют без предупреждения. Военные в людей стреляют, всю вину на тех возложат, скажут – они террористы!» - восклицает житель Андижана Атабек , 21 год.

Мир и Россия безучастно взирают на происходящее в Узбекистане, считает главный редактор «Ферганы.Ру» Д.Кислов. Он пишет:

«Ферганская долина отрезана от внешнего мира. До Андижана по телефону можно дозвониться лишь на сотый раз. В городе находятся всего три журналиста – собкоры зарубежных изданий. Правда, один из них уже арестован, и его жизнь находится под угрозой. Призывы повстанцев о помощи к Путину ответа не получили. Глава МИДа Лавров промямлил что-то про «внутреннее дело Узбекистана». Пресс-служба в Вашингтоне озабочена тем, что на свободу выпущены преступники. Российские телеканалы твердят о вспышке религиозного экстремизма в Ферганской долине и фоном показывают афганских моджахедов: зритель «схавает». Полтора миллиона русских эмигрантов из Узбекистана и три миллиона гастарбайтеров-узбеков ждут новостей о судьбе своих родных и знакомых. При этом в Москве или Телль-Авиве лучше знают о происходящем в Андижане, чем жители Ташкента и Бухары. Официальные СМИ Узбекистана либо молчат, либо твердят заученные фразы, тщательно отцензурированные куратором из спецслужбы. Пятнадцать лет Узбекистан шел к пятнице, 13 марта 2005 года. В течение прошедшей ночи и сегодняшнего утра армейские части целенаправленно уничтожают мирных жителей Андижана, расстреливая безоружных горожан».

Официальную позицию о событиях в Андижане высказал вечером 13 мая Ричард Баучер, официальный представитель Госдепартамента США. Он заявил: «Мы внимательно следим за событиями в Узбекистане, и очень озабочены вспышкой насилия в Андижане. Прежде всего, вызывает беспокойство побег заключенных из тюрьмы, среди них могли быть участники «Исламского движения Узбекистана», организации, которую мы считаем террористической. Все стороны, участвующие в конфликте, мы призываем к сдержанности, чтобы избежать неоправданных жертв».

Узбекистан: опасность кланов

Русская служба «Голоса Америки» обратилась к бывшему президенту Союза независимых журналистов Узбекистана Руслану Шарипову с просьбой прокомментировать последние события в Узбекистане.

Руслан Шарипов: В Ферганской долине, на территории которой находится Андижан, вот уже долгие годы имеется протестный потенциал, но он, как и на всей территории Узбекистана, тщательно подавляется. Есть другая опасность. Дело в том, что Узбекистан – это страна, где правят клановые интересы. Существует ряд очень сильных правительственных кланов, которые также борются между собой, а самые сильные из них – это СНБ и МВД, и каждый их них может быть инициатором и может использовать данную ситуацию в своих интересах.

Поэтому в то время, как ситуация внутри самого правительства не очень стабильная и там правят клановые интересы, в Узбекистане сложилась очень опасная ситуация. И любой протестный потенциал, конечно же, будет подавляться. Режим Ислама Каримова еще в 1992 году показал, что против таких сильных акций протеста будет применяться сила. И если вы помните, в 1992 году был расстрел мирной акции протеста. То есть сейчас события показывают, что режим не изменился, и по отношению к протестующим и недовольным узбекской властью будет, конечно же, и в будущем применяться сила.

Наджия Бадыкова: В общем складывается такое впечатление, что аналогию и с «оранжевыми революциями», мирными революциями, пока провести нельзя?

Р.Ш.: Вы знаете, аналогию, я думаю провести можно, но дело в том, что как я сказал, ситуация в Узбекистане резко отличается от других республик бывшего СССР. Революцию в Узбекистане может использовать в своих интересах один из кланов, а может, и сразу несколько, чтобы прийти к власти. Один из сильных кланов, как я уже сказал, – министерство внутренних дел, официальный клан, которым правит министр внутренних дел Закир Алмазов. Он сегодня обладает самой мощной силой в Узбекистане.

Известная узбекская журналистка Галима Бухарбаева сообщила, что когда она находилась внутри здания Хакимьята и говорила непосредственно с самими протестующими, выяснилось, что они не являются исламистами: они – мирные граждане Узбекистана, которые просто выразили свой мирный протест против антинародных действий правительства, против суда над так называемыми «акрамистами», которых судят за их религиозные убеждения. Поэтому я считаю, что поддержка Соединенными Штатами Узбекистана «в борьбе с терроризмом» – это большая ошибка: в понимании Узбекистана борьба с терроризмом – это совсем не то, что имеют в виду во всем мире, когда говорят о борьбе с терроризмом. Я считаю, что ни в коем случае нельзя поддерживать правительство Узбекистана, которое и далее будет использовать силу, использовать насилие против мирных граждан Узбекистана.

Н.Б.: Руслан, спасибо за подробные комментарии. Как вы думаете, что будет происходить дальше?

Р.Ш.: Судя по событиям, которые сегодня происходит в Узбекистане, я считаю, возможны и дальше массовые протесты, такие, как в Андижане. Но сейчас самое главное – не допустить прихода к власти правящих кланов, так как они могут поставить у власти своего человека. Это будет просто государственный переворот. Нельзя допустить государственного переворота.

Если международная общественность не начнет критику режима властей и, в частности, самого Ислама Каримова, то события могут закончится очень печально. Пока еще не поздно, международная общественность и, в частности, США должны срочно принимать решительные действия против режима Ислама Каримова.

Оценить статью
(0)