Граница ищет спонсора

Граница ищет спонсора

Граница ищет спонсора

На сегодняшний день под охрану Комитета по охране госграницы российскими военными полностью передан Московский погранотряд, протяженностью 232 км, и Бадахшанское направление — около 1 тыс.км. Согласно двусторонним соглашениям, подписанным в ходе визита в Душанбе Владимиром Путиным, главой Российской Федерации, и Эмомали Рахмоновым, президентом Таджикистана, с октября 2004 года до 1 сентября 2005 года таджикские военные получат под охрану Пянджский погранотряд, что на юге страны, и в конце года, части душанбинского гарнизона. Таким образом, 2006 год Республика Таджикистан встретит самостоятельно, охраняя свои рубежи.

С объявлением суверенитета Таджикистана государственные рубежи этой республики находились под защитой погранвойск Российской Федерации. В связи с нестабильной ситуацией внутри республики в 1992-1997 годы, погранвойска бывшего Советского союза оттуда выведены не были, а в августе 1992 года была официально создана пограничная группа Федеральной пограничной службы (ПГ ФПС РФ в РТ). И уже в мае 1993 года Россия и Таджикистан подписали соглашение, на основе которого ФПС были даны полномочия защищать таджикскую границу.

«Пограничная Группа России, — по словам руководителя пресс-службы ФПС РФ в Таджикистане Александра Кондратьева, — была одной из самых уникальных в своем роде. Численность Группы насчитывает свыше 10 тыс. человек, 60% которых составляют граждане Таджикистана. Около 99% призывников срочной службы, и 70% контрактников — также представители местных национальностей».

По словам Кондратьева, за все время выполнения пограничниками России своей задачи было изъято около 30 тонн наркотиков, 10 тонн из которых составляет героин. Подобных показателей нет ни у одного силового министерства бывшего СССР. По его мнению, основным фактором, обеспечивающим надежную защиту границы, является качественно лучшее материально-техническое оснащение и денежное довольствие пограничников. «Все доставленные сюда грузы, такие как ГСМ, дрова, уголь, оружие и запчасти, становятся дороже золота», — отмечает он.

Кроме этого, по словам Кондратьева, в ПГ достаточно высокий конкурс для призывников. Так как солдат-срочник получает в ПГ 1800 рублей (около $60), что совсем немало для страны, где официальная заработная плата составляет 20–30 долларов.

Этот факт подтверждает и сотрудник столичного военкомата майор О. Рахимов. «Почти все добровольно явившиеся к нам призывники изъявляют желание отбыть воинскую повинность в ПГ ФПС РФ в Таджикистане, ибо знают и о значительном денежном довольствии, и о приемлемом рационе питания», — отмечает он.

«По всей видимости, таджикские пограничные службы попытаются копировать нас. Но сомнительно, чтобы правительство страны смогло организовать подобную систему обеспечения ГСМ, продуктов питания, боеприпасов, своевременный ремонт техники и замену на более совершенные виды оружия. Система ПГ ФПС в РТ налаживалась десятилетиями, и невозможно представить себе замены этого механизма на иной. Думаю, что некоторое время военные КОГГ протянут на запасах ФПС РФ, а что потом?», — говорит Сергей Ильинков, сержант пограничной группы, прошедший срочную в Погранвойсках России.

Закрыть амбразуру, образовавшуюся в результате вывода российских частей, призван, наверное, один из лучших кадровых потенциалов Таджикистана - генерал-полковник Сайдамир Зухуров. Кадровый офицер, прошедший школу КГБ, возглавлявший в прошлом МВД Таджикистана, смотрит на порученное ему дело спокойно и объективно. Он не считает, что стоит особо переживать по поводу безопасности границ: «Возможно, по штату военнослужащих, техническому оснащению, мы уступаем пограничникам РФ, у нас, например, нет авиации. Но вопросы мобильности, охвата пограничных участков мы будем решать — есть для того конкретные идеи. Что же касается высказываний о том, что с передачей границы под контроль КОГГ Таджикистана здесь резко вырастет наркотрафик, то думаю, что этого не произойдет», — отмечает Зухуров.

Кроме того, по его словам, численность его Комитета планируется увеличить на 2 тыс. человек, что поможет создать достаточно надежный заслон на пути наркотрафика и экстремизма из Афганистана.

Самое слабое место КОГГ, по мнению Зухурова, это недостаточное финансирование его ведомства, слабое материальное довольствие состава КОГГ. Солдат срочник получает около 70 центов, а зарплата офицеров составляет 30 долларов. В перспективе Зухуров предполагает ввести службу по контракту, и искоренить коррумпированность пограничников путем повышения зарплат.

Между тем, уже сейчас КОГГ сталкивается с неприятностями. Тем временем, пока пограничники занимались приемом-передачей Московского погранотряда, пресс-центр КОГГ информировал общественность о том, что по результатам проверки боеспособности застав Комитета были уволены ряд командиров частей и подразделений.

По словам начальника пресс-центра КОГГ Абдусаторра Гулохмадова, командующий КОГГ потребовал решить имеющиеся в большинстве проблемы по обеспечению почтой и телефонной связью, продовольствием и обмундированием, ГСМ, а также состоянием пропускных пунктов.

Очевидно, что Душанбе старается форсировать события, так как на то, что требовало десятилетие поэтапного перехода, республика готовится выполнить за год с гаком. Надежды на обустройство и обучение боевых подразделений КОГГ возлагаются на иностранную финансовую помощь.

Как сообщил ассистент по СМИ Посольства США в Таджикистане Алмаз Сайфиддинов, с 2002 года американское правительство предоставило помощь на сумму более чем $13 млн. для обеспечения безопасности границ и борьбы с контрабандой наркотиков.

Недавно и Правительство Германии посредством своего посольства в Душанбе заявило, что Таджикистан отныне входит в сферу интересов немцев. Одним из доказательств этого заявления стало выделения финансовой помощи в размере $55 тыс., которые будут направлены на обеспечение качественной связи.

Однако, согласно сделанным ранее заявлениям, после полной передачи таджикско-афганской границы, КОГГ необходим $101 млн. на техническое оснащение и обустройство своих южных рубежей. И не поэтапными переводами, а целиком, и желательно как можно скорее. Выделенных средств едва ли хватит для достойного функционирования погрансил на таком горячем рубеже, как таджикско-афганская граница.

Но на сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что правительство Таджикистана не в состоянии обеспечить полное финансирование, а следовательно, и защиту рубежей страны, а западные страны не торопятся взять на себя стопроцентное финансирование для создания хорошо вооруженной системы охраны государственной границы. К тому же, даже если международное сообщество и будет помогать таджикским пограничникам охранять границы то, кто окажет помощь тысячам жителей приграничных районов, которые или проходили службу в рядах российских погранвойск или иным образом зарабатывали себе на жизнь от присутствия этой группы российских пограничников. Кроме того, российские пограничники оказывали содействие и решению социальных проблем в этих регионах и с их уходом такая возможность теперь также потеряна.

 

Артем Фрадчук
«Оазис»

Оценить статью
(0)