У Первого канала есть государственные функции, и он их выполняет, заявил в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» руководитель Дирекции информационных программ этого государственного вещательного канала Кирилл Клейменов. «Да, мы выполняем государственную функцию, но я бы не сказал, что мы — пропаганда», — заявил он. При этом он подчеркнул, что на канале нет цензуры, но признал наличие самоцензуры у сотрудников: «Мешает самоцензура у сотрудников, но никто не запрещает им быть яркими, наоборот, это всячески стимулируется и приветствуется».
Комментарии к данному пониманию ситуации излишни, цитирование классиков бесполезно. О других парадоксах российского информационного пространства — в Еженедельном бюллетене событий Центра экстремальной журналистики.
1. Освещение прессой событий 13–14 октября в Нальчике показало, что и власть, и руководство большинства российских телевизионных каналов сделали для себя выводы из крупных террористических актов прошлых лет. Условно этот вывод можно обозначить так: «ситуация с самого начала была под контролем федерального центра».
Вещательные каналы сразу взяли бодрую интонацию. «Нападение боевиков на Нальчик отбито, ведется поиск остатков бандгруппы», — сообщил зрителям через два с половиной часа после начала боев канал «Россия», сославшись на информационное агентство РИА «Новости». «Ситуация в Нальчике находится под контролем правоохранительных органов и военнослужащих внутренних войск МВД России», — вторило в это же время второму каналу НТВ. При этом канал НТВ ссылался на агентство
Первый заместитель министра внутренних дел России Александр Чекалин, фактически стал главным источником официальной информации. Генерал уверял телезрителей, что атака на столицу
Ему вторили и другие «силовики» — заместитель Генерального прокурора РФ Владимир Колесников, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Юрий Балуевский, полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Вот смысл их отчетов: боевиков ждали, к нападению готовились, атаку благополучно отбили.
О цене победы «силовики» государственные СМИ старались говорить как можно меньше. Как и о методах освобождения заложников. О них рассказал только канал REN TV, показав плачущую толпу родственников, которые просили спецназ не штурмовать магазин «Подарки», где, прикрывшись продавщицей и покупательницей, засели последние боевики. Однако спецназ пошел на штурм. Как сообщил корреспонденту канала отец бывшей заложницы, «отравляющие вещества были применены в огромном количестве».
Ни один из телеканалов (кроме REN TV) не подверг сомнению успешность операции, о которой говорили с экранов всех каналов официальные лица государства. Владимир Путин подчеркнул, что «все правоохранительные органы, силовые ведомства действовали слаженно, эффективно», не останавливаясь ни перед чем. Ведущая итоговой программы «Неделя» Марианна Максимовская констатировала, что руководство ФСБ опять сохранило свои посты. А ведь цель любой спецслужбы, по ее словам, действовать на опережение, предотвращая теракты. Военный эксперт
2. Новый владелец газеты «Московские новости» предприниматель Аркадий Гайдамак заявил, что его издание станет проправительственным. В интервью изданию «Коммерсант» он заявил, что при нем «Московские новости» будут отражать интересы власти, и не будут иметь влияния, поскольку, по мнению бизнесмена, обратное означает ангажированность
3. На минувшей неделе первая группа журналистов из стран — членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) принимала участие в тренировочной программе, разработанной ОДКБ. Курс обучения предусматривал теоретические и практические занятия о надлежащих действиях журналистов в зоне локальных боевых действий, так называемых «горячих точках».
Открывая работу курсов, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа подчеркнул, что в «сейчас создается отряд журналистов, профессионально готовых освещать антитеррористическую и антинаркотическую деятельность спецслужб, готовых к информационному противодействию новым вызовам и угрозам». Представители ОДКБ по итогам учебы проинформировали прессу, что обучение журналистов на этих курсах будет продолжено
4. 12 октября
Более подробно об этом событии сообщается в разделе «Законодательные инициативы».
II. Цитаты недели
1. Председатель Государственной думы Борис Грызлов считает, что в России реализован принцип свободы слова, свободы печати. «Я не вижу этой проблемы», — заявил 13 октября в связи с предстоящим рассмотрением в Госдуме президентского законопроекта, вносящего поправки в закон об Общественной палате.
2. 10 октября в Краснодаре глава Министерства внутренних дел России Рашид Нургалиев заявил, что МВД России стремится к открытости, расширению и укреплению контактов с гражданами. «Немаловажную, ведущую роль в этом процессе играют представители журналистского сообщества и сотрудники подразделений информации и общественных связей (МВД)», — сказал министр. При этом глава МВД подчеркнул, что
3. У Первого канала есть государственные функции, и он их выполняет, заявил в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» руководитель Дирекции информационных программ этого государственного вещательного канала Кирилл Клейменов. «Да, мы выполняем государственную функцию, но я бы не сказал, что мы — пропаганда», - заявил он. При этом он подчеркнул, что на канале нет цензуры, но признал наличие самоцензуры у сотрудников: «Мешает самоцензура у сотрудников, но никто не запрещает им быть яркими, наоборот, это всячески стимулируется и приветствуется».
III. Конфликт недели
В Саранске арестован главный редактор еженедельника «Мордовия Сегодня» Анатолий Сардаев. Он был взят под стражу с формулировкой «воспрепятствование судопроизводству» в зале суда Ленинского района столицы республики. Причина такого решения — отсутствие журналиста на судебном заседании. Между тем, суд был осведомлен о том, что журналист проходил медицинское лечение. К тому же адвокат журналиста письменно уведомил суд о своей командировке в период с 3 по 8 октября и о невозможности проведения заседания без адвоката.
Напомним, что конфликт с республиканскими властями у главного редактора еженедельника «Мордовия Сегодня» Анатолия Сардаева начался в 2003 году, когда он выдвигался на выборах на пост Главы Республики Мордовия, но получил отказ в регистрации. Осенью того же года в составе группы депутатов Государственного собрания Республики Мордовия Сардаев подписал запрос в Генеральную прокуратуру РФ, в котором интересовался законностью предоставления республикой налоговых льгот дочерним структурам компании «ЮКОС». Впоследствии на трех из этих четырех депутатов были заведены уголовные дела. Уголовному преследованию также подвергся журналист еженедельника «Мордовия сегодня» Андрей Еремкин. После выхода публикации «Меркушкин должен уйти в отставку» он был обвинен в хранении взрывчатых веществ и отправлен в колонию.
В настоящее время в суде в отношении Анатолия Сардаева рассматривается дело по нескольким статьям Уголовного кодекса, одна из которых — «Злоупотребление служебными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» непосредственно касается профессиональной деятельности Анатолия Сардаева. Следствие полагает, что по указанию Сардаева, работавшего ранее руководителем Управления федеральной почтовой связи Мордовии, занижались цены на услуги почтовой связи газетам, в результате чего почте был нанесен ущерб. В данном случае, речь идет о еженедельниках «Сударыня» и «Мордовия сегодня», учредителями которых выступало почтовое ведомство. Анатолий Сардаев заявлял, что снижение стоимости услуг на доставку газет находится в его компетенции и делается это исключительно для того, чтобы сделать мордовскую прессу более доступной читателям и подписчикам, в первую очередь — проживающим в сельской местности. На период следствия он был отстранен от занимаемой должности и выполнял обязанности главного редактора газеты «Мордовия сегодня».
IV. Законодательные инициативы
13 октября в Государственную думу поступили президентские поправки к закону об Общественной палате (ОП), расширяющие полномочия этой структуры. Теперь в функции Общественной палаты будет входить контроль за соблюдением свободы слова в российских СМИ. Поправки гласят, что ОП сможет «давать заключения о нарушениях свободы слова в СМИ» и направлять их «в регистрирующие, надзорные или правоохранительные органы, а также … в иные компетентные государственные органы или должностным лицам». ОП также вправе привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова.
Напомним, впервые о необходимости «усилить полномочия Общественной палаты в части обеспечения гражданского контроля» за СМИ Владимир Путин заявил в своем послании Федеральному собранию 25 апреля этого года. Но тогда речь шла только о телеканалах и соблюдении ими «принципов свободы слова». Теперь же палате предлагается осуществлять «общественный контроль» за всеми СМИ.
В медиасообществе поправки восприняли скептически. «Что такое равный доступ к государственным СМИ, мы видели на выборах в 2003 году,- заявил журналистам секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов.- На государственных каналах „Единая Россия“ была представлена белой и пушистой, а КПРФ — страшной и ужасной. Если в Кремле хотели избавиться от такого освещения, можно было действовать проще: пригласить руководителей госканалов и сказать им: ’Ребята, соблюдайте закон о выборах’».
Он напомнил, что в 1993–2000 годах действовала Судебная палата по информационным спорам при президенте России: «Это был действительно независимый и уважаемый всеми орган. Подозреваю, что одной из причин его ликвидации действующим президентом была именно ее независимая позиция». По мнению Михаила Федотова, рекомендации Общественной палаты могут войти в противоречие с законом о СМИ, запрещающим вмешательство в редакционную деятельность.
Эти опасения поспешил развеять член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена. «Это очень хорошо для СМИ,- заверил он.- Я не вижу здесь никаких карательных функций, хорошая формулировка, исключительно рекомендательный характер, у нас нет административных рычагов». По его убеждению, поправки направлены лишь на защиту свободы слова и прав журналистов.
Представители партии «Единая Россия» с энтузиазмом восприняли новые полномочия ОП.
Представители оппозиционных партий скептически восприняли инициативу президента. «Независимая газета» приводит несколько высказываний. По мнению одного из руководителей СПС Леонида Гозмана, ОП является «органом странным, ненужным, неспособным самостоятельно принимать решения». Ему вторит заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин, утверждающий, что этот законопроект не что иное, как «фикция, которая призвана обеспечить пиар относительно свободы слова в стране перед Западом». Общественная палата, по его словам, не способна ничего контролировать, поскольку в ней находятся заведомо послушные, подконтрольные люди. Секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов считает, что «независимые СМИ вряд ли будут прислушиваться к мнению членов Общественной палаты, а у государственных каналов есть высокие руководители в Кремле, которым вряд ли