Незаконный промысел варягов

Незаконный промысел варягов

Незаконный промысел варягов

Хроника событий, развернувшихся в Баренцевом море в последние две недели, поражает воображение даже бывалого читателя. Газеты пестрели описаниями, как корабли, самолеты и вертолеты Норвегии преследовали российский траулер «Электрон», рвавшийся полным ходом от Шпицбергена в спасительные для него наши территориальные воды в районе Мурманска. А на помощь «Электрону», бросив окрестные районы промысла, мчались другие рыболовные суда под российскими флагами… Но не прошло и недели, как ситуация повторилась. И вновь 24 октября норвежская береговая охрана задержала российское судно «Капитан Горбачев», принадлежащее Архангельскому траловому флоту (АТФ), и траулер «Дмитрий Покрамович» мурманской компании ЗАО «Мурманрыбпром».

У России с Норвегией с 70-х гг. XX века ведутся переговоры по разграничению исключительных экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море, установлению российско-норвежской государственной границы в Варангер-фьорде (в связи с расширением с 1 января 2004 г. Норвегией своего территориального моря с 4 до 12 миль).

Российские траулеры «Электрон», «Капитан Горбачев» и «Дмитрий Покрамович» были задержаны в районе архипелага Шпицберген именно в объявленной норвежцами 12-мильной зоне.


Архипелаг разногласий


Международно-правовой
статус архипелага Шпицберген определяется Договором о Шпицбергене (так называемый Парижский договор), подписанным 9 февраля 1920 г. в Париже представителями государств, которые согласились признать суверенитет Королевства Норвегия над архипелагом Шпицберген на условиях, предусмотренных Договором (кроме Норвегии и России, договор подписали США, Великобритания, Дания, Франция, Италия, Япония, Нидерланды и Швеция). В соответствии с Горным уставом, утвержденным Королевской резолюцией 7 августа 1925 г., право производить разведку, приобретать и разрабатывать естественные месторождения угля, нефти и других минералов на архипелаге Шпицберген, помимо норвежского государства, принадлежит всем странам, которые ратифицировали Договор о Шпицбергене или присоединились к нему. Советский Союз в 1924 г. признал суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген (норвежское название Свальбард), а в 1935 г. официально присоединился к Парижскому договору.

Но не только ледники и вечная мерзлота выделяют архипелаг Шпицберген. Из полезных ископаемых промышленное значение имеет каменный уголь (именно его добыча является основной деятельностью, которая обеспечивает постоянное российское присутствие на Шпицбергене). Российская Федерация (ФГУП \"ГТ «Арктикуголь») добывается его в пос. Баренцбург, а Королевство Норвегия — в пос. Лонгиербюен и Свеагрува (фирма «Стуре-Ножке»).
Нужно сказать, что промышленное предприятие \"Государственный трест по добыче и сбыту угля, полезных ископаемых на островах и побережье Северного полярного моря «Арктикуголь» было образовано постановлением СНК СССР от 7 октября 1931 г. №836. Основными задачами указанного треста определялись исследование, разработка и сбыт полезных ископаемых, включая Шпицберген, обеспечение углем Архангельской и Мурманской областей, в том числе военного и гражданского флотов. На предприятие возлагались также задачи политической и оборонной направленности, выполнение которых обеспечивало защиту интересов страны в районе архипелага Шпицберген.

В поселке Баренцбург и сейчас живут и работают российские граждане — порядка тысячи человек, функционирует консульство Российской Федерации. Связь со Шпицбергеном осуществляется в основном морским транспортом. С 1974 г. между Норвегией и Шпицбергеном (пос. Лонгиербюен) установлено воздушное сообщение. А вот регулярного воздушного сообщения с Россией не имеется.


«Рыбаки становятся заложниками ситуации»


К сожалению, в последние годы российские предприятия и учреждения на архипелаге испытывают постоянный прессинг со стороны местной администрации. В частности, по этой причине российской стороне пришлось отказаться от строительства дороги между Баренцбургом и Коулз-беем. Администрация Шпицбергена выразила недовольство и планами строительства линии высоковольтной передачи. А о преследовании российских рыбаков в Баренцевом море — разговор вообще особый. Ежегодно унизительной процедуре досмотра подвергаются многие российские рыболовные суда. Эту задачу в водах Баренцева и Норвежского морей выполняют боевые корабли ВМС Норвегии.

Ситуация вокруг россиян на Шпицбергене еще более усугубилась в связи с принятыми не так давно норвежским парламентом (стортингом) поправками в закон об охране окружающей среды. По сути, эти действия Норвегии направлены на вытеснение России с архипелага. Не так давно губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов говорил, что в соответствии с новыми правилами хозяйственная деятельность на архипелаге будет носить уже не уведомительный, а разрешительный со стороны Норвегии характер. По мнению главы Мурманской области, принципиальная позиция, занятая сейчас Министерством иностранных дел РФ, должна показать Норвегии, что Россия не допустит ущемления ее прав и интересов на Шпицбергене, односторонней ревизии Парижской конвенции 1920 г. Шпицберген на определенных условиях находится под суверенитетом Норвегии, вместе с тем конвенция предполагает, что подписавшие ее страны имеют свободный доступ для ведения на острове хозяйственной деятельности.

В момент принятия нового закона о Шпицбергене в Осло призывали не драматизировать ситуацию, заявляя, что он касается и норвежских предприятий. Действительно, в 2001 г. не получила квоту на лов рыбы в акватории морей, прилегающей к архипелагу, норвежская компания Kullspids. Между тем эта компания является собственником земельных угодий на Шпицбергене, приобретенных ею еще в 1909 г. А по норвежским законам именно земельная и иная собственность дает право заниматься хозяйственной деятельностью на архипелаге и в прилегающей акватории.

Кстати, ее права собственника ущемлялись неоднократно: ранее по решению правительства Норвегии часть принадлежащих компании земельных угодий была передана в состав Национального парка Южного Шпицбергена, на территории которого запрещена любая хозяйственная деятельность.

Трудно сказать, что в случае с Kullspids мы имели в действительности: наказание компании за нарушение ею каких-то норвежских законов или же показательный процесс, когда на примере одних преподают урок другим. В частности, как можно под неким выдуманным предлогом сначала ограничить хозяйственную деятельность компании, а потом и вовсе изгнать с острова. Во всяком случае, на этом фоне убедительнее звучали заявления норвежской стороны о том, что на Шпицбергене ради сохранения окружающей среды ни для кого не делают исключений, даже для соотечественников. Что же тогда говорить о русских.

Нет сомнения, что Шпицберген — уникальное место земной природы и необходимо заботиться о его экологическом состоянии. Но с одной стороны, каких-либо серьезных претензий на этот счет российским предприятиям норвежцы не предъявляли. А с другой — на Шпицбергене находятся объекты, существование которых ну никак не укладывается в заботу о сохранении окружающей среды. Например, в районе Ню-Олесунна расположен ракетный полигон с взлетно-посадочной полосой для тяжелых самолетов, центром космической связи, РЛС, помещениями для сборки и хранения ракет, мобильной платформой для запуска геодезических ракет различных типов. А в административном центре Шпицбергена Лонгьире (Лонгйире) установлена РЛС «Ескейт» — официально для исследования атмосферных явлений аномального характера. Однако возможности станции гораздо шире, чем их хотят представить. Во всяком случае, она способна точно измерять траекторию полетов межконтинентальных баллистических ракет, запускаемых с ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Северного флота в Арктике.

Указывая на этот факт, специалисты отмечают, что за превращением Шпицбергена в зону, закрытую даже для самих норвежцев, за разговорами о сохранении экологии и биоресурсов вокруг архипелага стоят далеко идущие планы — использовать его острова для осуществления военного контроля в Арктике со стороны НАТО. По мнению бывшего начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака, Норвегия и ее союзники по НАТО стремятся во чтобы бы то ни стало закрепить за собой права на спорные районы и максимально ограничить Российское присутствие в Баренцевом море и в целом в Арктике.

Архипелаг — одно из ключевых звеньев в системе расширения влияния Норвегии и НАТО в Арктике. Ранее для иностранных судов была открыта стратегическая транспортная система России — Северный морской путь.

В течение десяти лет США, Германия, Норвегия ведут изучение физико-географических особенностей этого маршрута. В дополнение к этому прорабатываются предложения об открытии воздушной трассы из Лондона в Токио над российским арктическим сектором. А это предполагает в свою очередь его навигационное оборудование. Для организации эксплуатации этих трасс идет подготовка к созданию международных консорциумов с преобладанием иностранного капитала. А это уже делает проблематичным российский контроль в Арктике, в том числе и в районах, богатых нефтью, газом и газовым конденсатом.

Между тем ряд государств Североатлантического альянса, в первую очередь США и Норвегия, продолжают наращивать научно-исследовательскую деятельность в Северной морской зоне и Арктическом районе. Не секрет, что нефтегазовые месторождения Северного и Норвежского морей к 2010 г. будут исчерпаны, поэтому наш северный сосед все чаще засматривается на Восток, претендуя практически на всю акваторию спорных участков, включая часть российской зоны и зоны свободного рыболовства. И это не случайно, ведь в спорном районе Баренцева моря, именуемом российскими геологами «поднятием Федынского», обнаружены перспективные запасы нефти и газа.

Активное проникновение в Арктику Норвегии и других стран — членов НАТО проявляется в постоянно растущей интенсивности в регионе военных учений альянса, их содержании. Так, ежегодными стали крупномасштабные учения ВМС НАТО в непосредственной близости от границы России. Сценарий их, как правило, один и тот же: две страны вступают в вооруженный конфликт за обладание нефтеносными участками на шельфе Баренцева моря. ВМС НАТО осуществляют миротворческие функции в прекращении военного конфликта…
Но это учения, а, возвращаясь в день сегодняшний, нужно отметить, что новый конфликт в Баренцевом море вспыхнул на фоне встречи в Калининграде, где 24 октября российско-норвежская межправительственная комиссия определяла рыболовные квоты и решала вопрос о статусе акватории в районе архипелага Шпицберген. И на сегодняшний день российские рыбаки требуют от правительства незамедлительно отреагировать на действия норвежцев. Заместитель гендиректора Союза рыбопромышленников Севера Валерий Тихончук так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Мы не признаем рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена как норвежскую. Король издал указ, и теперь действие норвежской зоны распространилось на Шпицберген в одностороннем порядке, что противоречит Парижскому договору о Шпицбергене от 1920 г. (где говорится о равных правах на доступ к хозяйственной деятельности).

Норвежцы действуют согласно своим законам, которые издал король. Регламентирующих документов нет. Вот когда они ввели в 1978 г. рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена, по сути дела, на 200 миль, тогда нота протеста со стороны СССР была о непризнании этой зоны. И соответствующее указание рыбакам было — не признавать и работать согласно своим правилам в этом районе, не давать информацию о перегрузах. Но когда вышел указ короля о расширении, аналогичной ноты протеста не было, и вообще позиция России не прослеживалась. Наше правительство никак не отреагировало на это. Вот рыбаки и становятся заложниками ситуации».
И как ни вспомнить историю, в точности напоминающую сегодняшнюю ситуацию с российскими судами.

Речь идет о незаконном силовом задержании норвежской береговой охраной в рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена российского траулера «Чернигов» пять лет назад, в 2001 г. Тогда действия норвежцев по задержанию судна с демонстративным применением силы вызвали неприятие российской общественности и поставили под сомнение предсказуемость и транспарентность норвежской стороны. Эта констатация явно задела норвежцев «за живое». В ответ последовали их заверения в том, что Норвегия не собирается выходить из договоренности 1978 г. и рассматривает данный инцидент в качестве единичного случая, который не должен тормозить положительную динамику наших отношений. Вместе с тем они упирали на то, что российский траулер грубо нарушил правила рыболовства (ведение промысла тралом с ячеей, значительно меньше установленного размера), этим, мол, объясняется жесткость действий их береговой охраны.

И что парадоксально, действия происходили опять же накануне визита норвежского премьера в Москву. Тогда норвежцы признали, что на силовых решениях по отношению к «Чернигову» настояли их правоохранительные структуры (прокуратура). Похоже, норвежская сторона что тогда, что сейчас своими действиями в большей степени «наказала» наши двусторонние отношения, нежели конкретных виновников. По завершении необходимых формальностей российский траулер «Чернигов» получил разрешение норвежских властей на выход в море и покинул Тромсе. Штраф в 490 тыс. крон покрылся судовладельцем за счет продажи части имевшейся на борту траулера рыбы норвежской фирме там же, в порту Тромсе. Инцидент вроде бы исчерпан, но круги вокруг него расходились еще очень долго.


Приключения «Электрона»


Ситуация 2001 г. напрямую перекликается с днем сегодняшним. Ведь с возвращением «Электрона» начался подробный разбор ЧП. Для разбирательства в ситуации и дачи оценки случившемуся в Мурманск прибыли две комиссии: от Минсельхоза РФ и от Федерального агентства по рыболовству. Начальник отдела береговой охраны пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области Александр Сосов отметил, что пока сложно что-либо сказать по претензиям норвежской стороны к «Электрону», поскольку «во время передачи документов, изъятых у капитана судна, норвежская сторона, к нашему сожалению, не передала тех доказательств, которые обещала». А вот главе Госкомитета по рыболовству Станиславу Ильясову все предельно ясно. Он уверен, что Норвегия вытесняет российских рыбаков из района Шпицбергена, и случай с «Электроном» — далеко не единственный такой инцидент. По словам Ильясова, отраслевая комиссия ведет работу в районе инцидента, к расследованию деталей случившегося подключились российские силовые ведомства. Глава Госкомрыболовства оценивает действия норвежских властей как неправильные. «Судно „Электрон“ — не браконьерское, у этой компании были все документы на промысел», — пояснил Ильясов. Начальник Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области генерал-майор Виктор Губенко, со своей стороны, заявлял, что, судя по документам, переданным российским пограничникам, веских оснований для задержания траулера «Электрон» у норвежцев не было. Он выразил надежду на то, что норвежская сторона передаст российским властям другие документы, подтверждающие серьезность нарушений траулером правил рыболовства, если таковые имеются:
Нужно сказать, что и со стороны норвежских рыболовецких судов в Баренцевом море фиксировались неоднократные нарушения добычи морских биоресурсов.
Так, например российским пограничным судном «Скат» в 2002–2005 гг. были выявлены следующие нарушения:

- 05.09.2002. Рыболовецкое судно «Нордкон». Незаконный промысел краба в Исключительной экономической зоне (ИЭЗ), выловлено 165 экземпляров краба. Нарушение временных правил ведения иностранными судами промысла в районах Баренцева моря. Наложен штраф 206 324 руб.;

- 17.07.2003. Рыболовецкое судно «Бойхек» не прошло контрольную точку (КТ). Наложен штраф 5000 руб.;

- 18.07.2003. Рыболовецкое судно «Рамсейдсенд» не прошло КТ. Наложен штраф 5000 руб.;

- 19.07.2003. Рыболовецкое судно «Ремой Викинг» не прошло КТ. Наложен штраф 5000 руб.;

- 19.07.2003 Рыболовецкое судно «Росвик» не прошло КТ. Наложен штраф 5000 руб.;

- 30.01.2003. Рыболовецкое судно «Викар» не подавало ежесуточной информации о местонахождении судна. Штраф — 133571,65 долл. США;

- 07.04.05. Норвежское судно «Куттборн» осуществляло промысел гренландского тюленя (444 особи) в ИЭЗ РФ. Лов тюленей на данной территории разрешен, но в данном случае была нарушена ст. 12 Закона об ИЭЗ (промысел велся без инспектора, хотя при осуществлении промысла иностранного судна в нашей зоне он должен быть на борту). Кроме того, не предоставлялась информация в Мурманск, что тоже является нарушением.

Штраф — 28 676 тыс. долл.

Большинство норвежских рыболовецких шхун, задержанных российскими пограничниками, допустили нарушения, связанные с непрохождением контрольных точек (контрольная точка на госгранице — это место, где должны проходить все иностранные суда, пересекающие внешнюю границу РФ).
В итоге приходится констатировать, что акватории в районе архипелага Шпицберген являются местом, где постоянно конфликтуют норвежские и российские рыбаки. Однако российско-норвежские отношения всегда, даже в эпоху холодной войны, были примером успешного взаимодействия как в интересах развития наших двух стран, так и укрепления безопасности и стабильности в регионе и планете в целом. Сегодня наше сотрудничество активно развивается в самых разных областях. В то же время нельзя не отметить, что пересмотр Норвегией в одностороннем порядке договоренности по Шпицбергену не только ущемил права России, но и нанес вред всему комплексу двусторонних отношений, что наглядно продемонстрировали инциденты последнего времени.

Примечательно, что именно сейчас в районе архипелага Шпицберген наступил пик промысла трески и пикши. Поэтому и российских, и норвежских судов там очень много — примерно по 60 с каждой стороны.

Пройдет сезон ловли там, и все они переместятся уже в другое рыбное место, причем это может быть и территория российской экономической зоны. Ведь и Россия, и Норвегия имеют равные права на использование биоресурсов Баренцева моря. Но если российским делегатам в Калининграде не удастся убедить в этом своих северных коллег, то сообщения о задержании наших судов будут по-прежнему приходить каждый день.

Оценить статью
(0)