Погубят ли гражданский авиапром в России?

Погубят ли гражданский авиапром в России?

Погубят ли гражданский авиапром в России?

В фактическом развале гражданского авиастроения России обвинил правительство депутат Государственной Думы, президент Национального инвестиционного совета Александр Лебедев. Об этом он заявил на пресс-конференции в Москве, состоявшейся 27 декабря и посвященной итогам года для отрасли.

«После заседания Госсовета 22 февраля, где обсуждались меры по развитию отрасли, появилась надежда, что авиапром станет одним из приоритетных проектов для государства, — заметил Лебедев. — Однако дальнейшее развитие событий напоминает откровенный саботаж».

По словам депутата, ни одно из решений Госсовета и ни одно из поручений президента до сих пор не выполнено, хотя были установлены четкие сроки. В первую очередь, это касается создания Объединенной авиастроительной компании. «Мало того, что мы не видим никакого прогресса в этом вопросе, — заявил Лебедев. — Принципы тотального преобладания государственного капитала над частным, которые заложены в подготовленной чиновниками концепции OAK, являются порочными для авиастроения, прежде всего, гражданского. Я всегда выступал за то, чтобы в гражданском сегменте OAK доля частного бизнеса была как минимум равна государственной, так как только он способен привнести эффективный менеджмент».

Тяжелым ударом по гражданскому авиастроению является попытка разрушения компании «Ильюшин Финанс Ко», которая, по словам Лебедева, была предпринята правоохранительными органами. «Проблема не только в том, что обвинения против менеджмента ИФК беспочвенны, и это как раз на днях было подтверждено Верховным судом, — заявил депутат. — Необъяснимая с точки зрения государственной логики атака на „Ильюшин Финанс“ нанесла удар по самой идее частно-государственного партнерства в авиапроме. Ведь речь идет о нанесении имущественного ущерба частному капиталу, инвестировавшему в отрасль сотни миллионов долларов».

По мнению Александра Лебедева, основная проблема в сохранении и развитии производства гражданских воздушных судов заключается в излишнем дирижизме со стороны чиновников и сильной коррупционной составляющей в принимаемых решениях. «Типичный пример — проект небесспорного с точки зрения рынка регионального самолета RRJ, который буквально навязывается нашему бюджету и авиаперевозчикам», — отметил Лебедев.

Депутат выразил недоумение, почему самолет RRJ, состоящий преимущественно из импортных комплектующих, кажется чиновникам из ОАК предпочтительнее создания самолета Ан-148. Хотя только Ан-148, на 70% комплектующийся изделиями российской промышленности, мог бы обеспечить занятость Воронежского авиазавода и тем самым спасти предприятие. «Но правительство исключительно из соображений политики, поскольку самолет совместный российско-украинский, не развивает этот проект. Хотя он требует всего лишь ста миллионов долларов вложений. Зато правительство усиленно пропихивает сомнительный с точки зрения рынка региональный самолет RRJ-95, который обойдется не менее чем в полтора миллиарда долларов», — сообщил Александр Лебедев.

Тем не менее, депутат сохраняет сдержанный оптимизм по поводу перспектив гражданского авиапрома. «Всегда хочется надеяться на лучшее, — сказал Лебедев. — В правительстве растет понимание того, что одни чиновники со спасением отрасли не справятся, сколько бы миллиардов им на это не выделялось. Единственная возможность для них выполнить поручения президента — это привлечь частных инвесторов, обеспечить реальное партнерство с бизнесом. Несмотря на все препоны и преграды, такое партнерство существует и развивается даже в условиях арестованных активов и продолжающихся уголовных дел», — заявил Александр Лебедев.

Оценить статью
(0)