Доверие к СМИ и политическая власть

Доверие к СМИ и политическая власть

Доверие к СМИ и политическая власть

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об идейно-политических симпатиях современных россиян.

Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность. СМИ во многом заменяют или подменяют собой другие институты гражданского общества — политические партии, профсоюзы, объединения по интересам. Электронные СМИ обеспечивают реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.

Как показывают исследования ВЦИОМ, проведенные в 2005–2006 гг., россияне, достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют Президента России и средства массовой информации. Если рейтинг одобрения деятельности В. Путина в последний год держится в пределах 72–77%, причем последние месяцы ближе в верхней планке этого «коридора», то СМИ — в целом как институт общества — стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в еще более устойчивых пределах 53–55%. Далее идут главы субъектов федерации с совокупным рейтингом 42–52%, местные власти (36–42%),  правительство (32–34%), обе палаты Федерального собрания (в среднем чуть более 20%), и гораздо ниже такие общественные институты  как политические партии (17–19%), профсоюзы (12–14%). В отличие от партий и профсоюзов, именно СМИ, в первую очередь, электронные, стали важнейшим механизмом, объединяющим общество, и приводным ремнем, связывающим общество и власть. Правда, скорее эта связь носит односторонний характер.

Обращает на себя внимание то, что уровень доверия СМИ теснейшим образом коррелирует с поддержкой В. Путина и связываемого с его именем политического режима в целом. Так среди тех, кто одобряет деятельность президента, уровень доверия к СМИ составляет 62%, а среди противников В. Путина только 28%. Среди электоратов ведущих политических партий самый высокий уровень доверия к СМИ среди сторонников «Единой России» — 62%. Молодые и материально обеспеченные  граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные. Главный потребитель СМИ — это новый средний класс, поддерживающий нынешнюю власть, состоящий из людей, приспособившихся к современных экономическим и социальным реалиям. Этот средний класс ориентирован скорее на позитивную, оптимистическую информацию, на развлекательные передачи, чем на серьезную аналитику, скорее на современную массовую культуру, чем традиционную и элитарную.  Нынешние СМИ полностью соответствуют данному запросу.

Сегодня аудитория СМИ — это более, чем на 75% телевизионная аудитория, и прежде всего зрители его основных каналов, ОРТ и РТР. Доля радио в информации, поступающей к большей части граждан, составляет около 15%, и лишь около 10% остаются на остальные виды СМИ — газеты, журналы, книги, Интернет. Чем же привлекают  электронные СМИ сегодняшних россиян?

Современное телевидение — это практически единственная реальная сеть, способная объединить российских граждан, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным «полюсам», живущих разными экономическими и социальными укладами и измерениями. Если в 90-е годы различия в информационной политике каналов создавали вокруг них как бы «политические клубы» или «протопартии», то сегодня подобных различий не найти. Одни и те же информационные «блюда», изготовленные по сходным информационным технологиям, потребляют все слои общества. Телевидение, как и другие СМИ, во многом заменяют традиционные ниши политических партий, так как большей части граждан нет никакого дела до партийных кухонь, числа выданных партбилетов и проведенных партмероприятий. Массовая поддержка и массовые настроения определяются позицией электронных СМИ.  Именно это обстоятельство оказалось адекватно понято нынешними властями, которые, осуществляя контроль над ведущими СМИ, в значительной степени контролируют и общественные настроения. 

Итак, что же первично? Поддержка россиянами существующей власти связана не столько с позитивной оценкой ее реальных дел, сколько с ее имиджем, создаваемым электронными СМИ?  Или, напротив, одобрение деятельности нынешних СМИ является составной частью общего улучшения социально-экономической ситуации в стране? Здесь сложно найти первопричину, важно, что ценностной и культурной унификации большей части общества вполне соответствуют ценностно и культурно унифицированные СМИ. Основа этой унификации — с одной стороны, такие политические ценности, как стабильность, патриотизм,  доверие власти, которые объединяют около двух третей россиян; с другой стороны, массовая развлекательная культура, которая притягательна для тех же двух третей россиян, независимо от их социального положения и достатка. Именно поэтому электронные СМИ обеспечивают гораздо в большей степени, чем другие институты общества, реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.

Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в 2005–2006 г. Опрошено по 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

Август 2005 

Сентябрь 2005 

Ноябрь 2005 

Февраль 2006 

Май 2006 

Одобрение деятельности В. Путина (в %)

74 

75 

74 

76 

78 

Одобрение СМИ (в %)

55 

54 

55 

54 

55 

Одобрение деятельности институтов власти и общества, май 2006 

Президент РФ

78 

Премьер-Министр

39 

Правительство

34 

Губернатор

53 

Глава местной администрации

43 

Государственная Дума

21 

Совет Федерации

23 

Политические партии

19 

СМИ

55 

Профсоюзы

22 

Суды

25 

Общественная Палата

23 

Одобрение деятельности СМИ в различных группах общества

Одобряющие Президента

62 

Неодобряющие Президента

28 

Сторонники «Единой России»

63 

Сторонники оппозиции

42 

Молодежь до 25 лет

64 

Средние возраста (до 50 лет)

55 

Старшие возраста (старше 50 лет)

51 

Малообеспеченные

51 

Среднеобеспеченные

67 

Высокообеспеченные

75 

 

Оценить статью
(0)