Единый госэкзамен: постепенно привыкаем

Единый госэкзамен: постепенно привыкаем

Единый госэкзамен: постепенно привыкаем

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, на какие положительные и отрицательные изменения указывают россияне в связи с введением Единого государственного экзамена.

Уровень информированности россиян о ЕГЭ возрос в 77% в 2005 г. до 83% в 2006 г. Как и год назад, респонденты знают о нём в основном благодаря средствам массовой информации — 55%, ещё 28% отмечают, что с этой системой сталкивались они сами или члены их семьи. В неведении относительно этой формы сдачи экзаменов остаются 16% опрошенных. Наибольшую заинтересованность в этом вопросе демонстрируют опрошенные, у которых в семье есть несовершеннолетние дети или внуки (в этой группе 86% знают о ЕГЭ, тогда как среди остальных респондентов — 78%).

Если бы респонденты могли выбирать, то предпочтение обычным экзаменам по прежней системе отдали бы 45% из них (среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга больше — 52%). Сторонники ЕГЭ составляют 31%. Затрудняются с выбором 24%.

Важный аргумент в пользу ЕГЭ — возможность поступить в вуз без дополнительного экзамена. Эту возможность положительно оценивают 43% респондентов (среди молодёжи 18–24 лет большинство — 59%). Отрицательно относятся к замене вступительных экзаменов в вуз Единым государственным экзаменом в школе 22% опрошенных. Ещё 16% затрудняются с оценкой, год назад таких ответов было больше — 21%.

Среди позитивных изменений в отечественном образовании с переходом на ЕГЭ респонденты отмечают, прежде всего, обеспечение равных возможностей для талантливых выпускников школ из регионов поступать в лучшие вузы страны (26%) и упрощение процедуры поступления в вузы (23%). Выражается надежда и на то, что с введением ЕГЭ уменьшается коррупция на стадии поступления в вузы, а также российское образование приблизится к международным стандартам (18–19%). Менее значительным общественному мнению представляется влияние ЕГЭ на стандартизацию оценки знаний, снижение субъективизма в оценках (12–13%) и, тем более, на повышение качества подготовки и знаний учащихся (8%). За истекший год на 9% сократилась доля респондентов, затрудняющихся отметить положительные сдвиги в связи с введением ЕГЭ, соответственно увеличились значения других вариантов ответа.

В числе негативных изменений с переходом на Единый государственный экзамен респонденты указывают, прежде всего, на неспособность новой системы учитывать индивидуальные особенности учеников (28%). Усиление коррупции в школе прогнозируют 22% опрошенных. Немалое число респондентов беспокоит и то, что оценка знаний становится формальной, поверхностной (20%), что российская школа теряет свои особенности (18%). За год с 36% до 27% сократилось число затрудняющихся определённо высказаться по поводу рисков ЕГЭ. Одновременно возросла доля тех, кто опасается стирания индивидуальных особенностей учащихся (с 24% до 28%) и снижения роли учителя в оценке знаний ученика (с 11% до 16%),

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 17–18 июня 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.


Известно ли Вам что-либо о Едином государственном экзамене?

 

Июнь 2005 г.

Июнь 2006 г.

Всего опрошенных

Всего опрошенных

Те, у кого в семье есть несовершеннолетние дети / внуки

Те, у кого нет несовершеннолетних детей / внуков

Да, знаю, я лично сталкивался с этой системой, сталкивались члены моей семьи

29 

28 

32 

23 

Да, я знаю об этом из средств массовой информации

48 

55 

54 

55 

Нет, ничего об этом не знаю

18 

16 

13 

20 

Затрудняюсь ответить

Если бы Вы могли выбирать, Вы бы предпочли, чтобы Ваши дети /внуки сдавали обычные экзамены по прежней системе или по новой системе Единого государственного экзамена?

 

Всего опрошенных

Тип поселения

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Единый государственный экзамен

31 

26 

36 

38 

27 

28 

Экзамены по прежней системе

45 

52 

48 

38 

45 

45 

Затрудняюсь ответить

24 

22 

16 

24 

28 

27 

А как в целом Вы относитесь к замене вступительных экзаменов в вузы поступлением в них на основе Единого государственного экзамена, который сдается по окончании школы? 

   

Июнь 2005 г.

Июнь 2006 г.

Безусловно положительно

11 

14 

Скорее положительно

29 

29 

Скорее отрицательно

19 

19 

Безусловно отрицательно

10 

Ничего не знаю об этом

12 

12 

Затрудняюсь ответить

21 

16 

Как Вы считаете, какие положительные изменения происходят в российском образовании
с переходом на Единый государственный экзамен? (до трёх ответов)

 

Июнь 2005 г.

Июнь 2006 г.

Одаренные ученики из регионов получают возможность поступать в престижные вузы страны

25 

26 

Упрощается процедура поступления в вузы

21 

23 

Российское образование приближается к общепринятым международным стандартам

14 

19 

Уменьшается коррупция на стадии поступления в вузы

19 

18 

Происходит стандартизация оценки знаний по стране в целом

13 

Снижается субъективизм в оценках знаний учеников и абитуриентов

12 

Улучшается качество подготовки и знаний учащихся

Затрудняюсь ответить

39 

30 

Как Вы считаете, какие отрицательные изменения происходят в российском образовании

с переходом на Единый государственный экзамен? (до трёх ответов)

Новая система оценки знаний снижает возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся

28 

Усиливается коррупция при сдаче экзаменов в школе

22 

Проверка знаний учащихся становится формальной, поверхностной

20 

Российская школа теряет свои традиции и особенности

18 

Снижается роль учителя в определении знаний своих учеников

16 

Ухудшается качество подготовки и знаний учащихся

14 

Усиливаются различия между вузами с точки зрения контингента учащихся

Затрудняюсь ответить

27 

Как Вы считаете, какие отрицательные изменения происходят в российском образовании
с переходом на Единый государственный экзамен? (до трёх ответов)

 

Июнь 2005 г.

Июнь 2006 г.

Новая система оценки знаний снижает возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся

24 

28 

Усиливается коррупция при сдаче экзаменов в школе

22 

22 

Проверка знаний учащихся становится формальной, поверхностной

22 

20 

Российская школа теряет свои традиции и особенности

16 

18 

Снижается роль учителя в определении знаний своих учеников

11 

16 

Ухудшается качество подготовки и знаний учащихся

12 

14 

Усиливаются различия между вузами с точки зрения контингента учащихся

Затрудняюсь ответить

36 

27 

 

Оценить статью
(0)