Кто в России будет в ответе, если вдруг из-за отсутствия в аптеках сердечных капель начнут умирать люди? Как всегда — никто. Хотя в принципе фамилии известны — председатель правительства Фрадков и председатель парламента Грызлов. Правительство подготовило, а Дума проштамповала закон о государственном регулировании алкогольного рынка. Грызлов, кстати, уже свалил всю вину на Кудрина и даже обвинил министерство финансов в саботаже. А Фрадков, наверно, начнет ругать Грефа. Но Кудрин с Грефом объяснят общественности, что ежели бы они одни занимались этим вопросом — тогда другое дело, а так как к делу причастны шесть или восемь ведомств… В общем, спросить не с кого.
Речь не только о миллиардных убытках ликеро-водочной отрасли и государственной казны — старые лицензии отобрали, а новых не выдали, старые марки недействительны, а новые не успели напечатать — в итоге остановилось производство и торговля спиртным по всей стране. Речь идёт и о лако-красочном производстве, кондитерском, парфюмерном и, наконец, о фармацевтике. Везде работа замерла. Российское правительство и Дума, помимо новых лицензий и новых акцизных марок, ввели Единую автоматизированную систему, какой нигде в мире не было и нет. Абсолютный контроль, каждая капля спирта, от Владивостока и до Твери, на учете в глобальной компьютерной сети. Но система отказала сразу же — связь старая, модемная, то и дело обрывается, а у многих и вовсе нет никакой аппаратуры.
Первый результат — кризис винно-водочной торговли. Второй — уже остановились производственные линии парфюмерных фабрик. Надеюсь, до отсутствия сердечных капель не дойдет. Объявят аврал и будут героически преодолевать трудности. Государственные убытки спишут. К тому времени, когда оборот спирта и производство спиртосодержащей продукции наладится, цены, естественно, взлетят на четверть или на треть. Фабриканты возместят свои убытки за счет покупателей. А Фрадков, Грызлов, Греф, Кудрин и все причастные к этому лица продолжат руководить страной. Как ни в чем не бывало.
У губернаторов, приехавших в Москву на заседание Госсовета, журналисты спросили, как они относятся к происходящему. Двое побормотали что-то невразумительное о необходимости контроля, а двое ответили четко.
Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов: «Вчера был в ресторане с гостями — вице-президентами ФИДЕ из Греции и Англии. Ни белого, ни красного вина нет. Но нет худа без добра — можно и русской водки выпить».
Губернатор Рязани Георгий Шпак: «Мы тут с друзьями приехали пообедать и решили заказать по 50 граммов виски. А нам говорят: ни виски, ни коньяка нет. Как мы поступили? Просто ушли трезвыми!»
Вот они, государственные мужи и отцы народа! Сказали о главном, наболевшем — не удалось в московском ресторане дорогого вина-коньяка шарахнуть!
При Сталине всё это назвали бы просто — «вредительство». Уголовная статья была. Отца моего друга, контуженного солдата, посадили по этой статье — ходил вдоль железной дороги и подбирал уголь, падавший с паровозов. Я помню и знаю это слово с детства, по разговорам взрослых. Но еще лучше его помнили и знали люди старше меня. Например, заместитель главного редактора газеты «Литературная Россия» Алексей Филиппович Киреев, человек сталинских взглядов. Мой бывший начальник. Я был заместителем редактора отдела публицистики. И, помню, в 1980 году поручил мне Киреев осветить в газете 15-летие пленума ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Такого переломного, важного. Тот пленум подверг критике и устранил всё, что понатворили в сельском хозяйстве Хрущев и его команда.
Я взял материалы пленума, процитировал, что-то написал от себя. Киреев прочитал и сказал: «Нет, это печатать нельзя, попробуй как-то смягчить». Я попробовал. Но ничего особо не смягчалось. Ведь партийный документ редактировать нельзя. «Можно подумать, что было вредительство», — сказал тогда Киреев. Так и не напечатали, не осветили. Потому как, если процитировать в газете материалы пленума то создаётся впечатление, что всё это нарочно делали, с целью уничтожения советского сельского хозяйства. Но ведь и Хрущев после прихода к власти проводил такой же пленум в 1954 году! Где подверглось критике всё, что делалось в сельском хозяйстве при Сталине. Читаешь материалы того пленума и поневоле думаешь: как будто Сталин был вредитель. А потом Хрущев, а потом Брежнев…
Десятилетия пролетают над страной. А слово не уходит. Несколько лет назад государство публично обвинил не кто-нибудь, а Виктор Геращенко. Он — не какой-нибудь революционер, либерал-реформатор, а типичная номенклатурная фигура в финансовом мире. Год рождения — 1937. Уже в 1965 году — директор Московского народного банка в Лондоне. Вершина карьеры — председатель Государственного банка СССР. Затем (дважды) — глава Центробанка России. В общем, правительственный человек.
И вот этого самого Виктора Геращенко спросили: \"Виктор Владимирович, вы можете одним словом назвать то, что государство делает с «ЮКОСом»?
Геращенко ответил: «Вредительство».
Прав Геращенко или нет, покажет время, в смысле — какой-нибудь «пленум». Будем читать и удивляться. Словно в первый раз страна на грабли наступила. Но ведь вся беда в том, что на грабли наступают одни люди, а в лоб получают — другие. То есть народ.
И почему же именно эти люди, все время наступающие на одни и те же грабли, непрерывно руководят страной? На каком основании? И как они сами оценивают результаты своей деятельности. Например, очень даже причастный к алкогольном кризису министр сельского хозяйства Гордеев констатировал: «Российский бизнес, привыкший к различного рода неожиданностям, имеет тенденцию приспосабливаться к подобным ситуациям, в результате чего нелегальный оборот спирта в стране процветает».
Тоже ведь государственный ум. И речь соответственная. Напомню, что все нынешние постановления и законы принимались как раз с целью полного истребления этого самого нелегального оборота спирта.
А о доле, роли и значении депутатов в истекшие полгода ярче всех сказала первый заместитель председателя парламента Любовь Слиска: «После такой тяжелой сессии Госдумы, после такой тяжелой работы хочется поехать в монастырь, покаяться там в своих грехах».
А народу от этого будет легче?
Москва
Сергей Баймухаметов