Поставив целью реконструкцию дорог и возрождение деревень, корпорация «Вызов тысячелетия» (MCC) в Грузии породила большие надежды с связи со своей пятилетней программой. Однако всего после нескольких месяцев работы проекта некоторые наблюдатели заявляют, что американская инициатива не отвечает требованиям прозрачности.
MCC действует в Тбилиси через Фонд «Вызов тысячелетия — Грузия» (MCG), учрежденный грузинским правительством, флагманская программа которого уже подвергается критике со стороны ряда
Представители других НПО высказывают похожие претензии. Ирина Лашхи — координатор программы по соблюдению законности и госуправлению Фонда «Открытое общество — Грузия» (OSGF) и
По словам Колина Хью Бакли, постоянного представителя MCC в Грузии, информационная политика будет выработана в ближайшие недели. До этого момента, добавил он, информации для распространения практически не было. «Мы еще не завершили первого квартала», сказал он. Договор о MSG вступил в силу в начале апреля.
Однако Муллен из TI говорит, что несколько решений уже принято и процедура не всегда носила прозрачный характер. По его словам, тендер на финансового агента, проведенный ранее в этом году, нельзя назвать полностью открытым. «После нашей
Дэвид Намми, исполнительный директор MCC по финансовой отчетности, считает, что процесс выбора компаний полностью отвечал международным стандартам. MCC оставила в списке четыре бухгалтерских фирмы после консультаций с посольством США в Грузии, Агентством международного развития США и другими
Не оспаривая выбора Ernst & Young, Муллен в то же время сказал, что отсутствие прозрачности создает опасный прецедент. «Мы озабочены самим процессом выбора, процессом принятия решений. Мы пытались сделать его максимально прозрачным, чтобы журналисты могли контролировать этот процесс», сказал Муллен. «Но нам говорят, что нужно немного потерпеть, что ‘мы примем всего лишь еще одно важное решение и после этого станем прозрачными’».
Намми говорит, что решение нанять Ernst & Young было принято в Тбилиси советом, в который входили представители грузинского правительства и НПО. [Бухгалтерская компания впоследствии уклонилась от заключения контракта.] По его словам, процедура найма «эволюционировала» и объявление о новом тендере было размещено на
Однако коалиция грузинских НПО, следящих за соблюдением прозрачности, озабочена не только процедурой тендера. Активисты обеспокоены также явным отсутствием контроля за расходованием средств. Ближе к концу года должен появиться доклад, предупреждающий о возможном использовании грузинскими властями средств, выделенных на проекты MCC/MCG, для финансирования других программ. Лашхи предложила обратить внимание на 51,7 млн долларов, которые, как ожидается, MCG намерена израсходовать в 2006 г. Эта сумма должна быть отражена в грузинском госбюджете 2006 г., однако ее там нет, сказала она.
«Мы говорили об этом с министерством финансов. Нам сказали, что как только деньги поступят в страну, это будет отражено в государственном бюджете. В договоре [с MCG] говорится, что все суммы должны отражаться в бюджете с момента его составления», сказала Лашхи.
Директор MCC по Грузии Бакли не согласен с интерпретацией, предлагаемой Лашхи. По мнению Госдепартамента, сказал он, нет никакой необходимости в том, чтобы вся сумма немедленно отражалась в грузинском бюджете.
MCC — многомиллиардная программа, предложенная администрацией Буша в помощь развивающимся странам, и по своему замыслу должна выполняться в соответствии с требованиями бизнеса, что предполагает подотчетность и ответственность
Поскольку речь идет о 295 млн долларах, которые планируется направить в Грузию, Бакли считает маловероятным, что пятилетнюю программу удастся реализовать, не столкнувшись при этом с проблемами. Однако, по его словам, проверки и контроль должны обеспечить правильность расходования средств и их подотчетность. «Между проектами должно быть установлено равновесие, они должны находиться под контролем, в противном случае реализация проектов столкнется с трудностями», сказал он. «Мы нашли правильный баланс, и если мы ошиблись, то ошибка заключалась в том, что мы установили слишком много степеней защиты и контроля».
На бумаге система производит впечатление. Деньги, которые переводятся MCG, в техническом смысле поступают не в фонд, а на счет в «пользу» MCG, и руководители программ не имеют к ним прямого доступа. Необходимые для закупок и других расходов деньги выдаются посредством нескольких шагов при участии как финансового агента, так и агента по снабжению.
В дополнение к уже существующей системе TI призывает к еще большей осмотрительности. По словам Муллена, он приветствовал бы более подробные и регулярные отчеты. Однако Намми не согласен с этим, заявляя, что MCC уже отвечает международным стандартам. «Прозрачность достигается, когда мы понимаем, что деньги были не просто выплачены, но израсходованы целевым образом», сказал он.
Анна Долидзе, председатель Ассоциации молодых юристов Грузии и член Комитета заинтересованных сторон фонда, говорит, что MCG движется в правильном направлении. «Некоторые вещи, возможно, не были сделаны, или на них не обращали внимание. Все это в порядке вещей, потому что фонд совершенно уникальный», сказала Долидзе. «MCG добивается того, чтобы его политика была максимально прозрачной и понятной для всех».
Молли Корсо, независимый журналист и фотограф из Тбилиси.