Информационное пространство: жизнь в Зазеркалье

Информационное пространство: жизнь в Зазеркалье

Информационное пространство: жизнь в Зазеркалье

Коллектив редакции газеты  «Иваново-пресс» распространил сообщение, в котором выражен протест против действий местной бюрократии и давления на независимое издание. В середине августа после ряда вышедших статей в газете «Иваново-Пресс», главный редактор газеты Валерий Сметанин был вызван к заместителю губернатора Сергею Пахомову. В разговоре, чиновника с журналистом, было предложено не «обливать грязью» губернатора и его команду. Редактору также намекнули, что у газеты могут появиться проблемы с арендой редакционных помещений. Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

 «…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»

Конституция Российской Федерации. Статья 29 

I. «Единое информационное пространство»

1. Социологи аналитического Центра Юрия Левады провели в августе опрос, в ходе которого спрашивали россиян об их отношении к мигрантам и националистическим лозунгам. В результате оказалось, что большинство респондентов (52%) хотят, чтобы власти ограничили приток приезжих, а мысль о том, что «Россия для русских» сама по себе не плоха, но «в разумных пределах». При этом граждане признаются, что враждебного отношения к себе со стороны мигрантов не чувствуют и сами настроены по отношению к ним весьма благодушно. Эксперты объясняют подобную двойственность в сознании россиян государственной пропагандой.

Член московской Хельсинской группы Валерий Борщев полагает, что отечественные политики и государственная пропаганда всячески усиливают образ нежелательного приезжего. Эксперт говорит о том, что с российских экранов не сходят такие политики, как, например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, которому, по мнению эксперта, не чужда ксенофобская риторика.

«Каждую десятую статью в СМИ надо посвящать пользе миграции, — согласен с правозащитником известный специалист в этнополитологии Валерий Тишков. — Не показывать, как их (мигрантов — ЦЭЖ) вытаскивают из какого-то строительного объекта, а показать, что за объект. А может, это школа или роддом… А мы показываем, как их вытаскивают оттуда, сажают в самолет и отправляют за то, что они налоги не платили».

2. Власти Алтайского края намерены контролировать процесс смены главных редакторов муниципальных газет, которые  финансируются из  бюджета региона.

Об этом заявил глава администрации Алтайского края Александр Карлин на пресс-конференции 21 августа. Отвечая на вопрос о политике краевых властей в ходе конфликтов редакторов районных газет с муниципальными властями, зачастую приводящих к вынужденным отставкам журналистов, он заявил о готовности вмешаться в эту ситуацию. Несмотря на то, что формально краевые власти не имеют прав учредителя муниципальной прессы, в настоящее время именно краевой бюджет осуществляет объемную программу дотаций этого медиа-сектора.

Александр Карлин пообещал разработать документ, который будет направлен главам муниципальных образований, имеющим свои СМИ. В нем будут изложены рекомендации мэрам согласовывать свои действия по смене редакторов муниципальных СМИ с властями региона, заявил губернатор. Он особо подчеркнул тот факт, что именно край сегодня финансирует районную прессу.

3. Телерадиокомпания (ТРК) «Петербург» вскоре может перейти под контроль конкурента — холдинга Ren-TV. В конце прошлой недели Федеральная служба по финансовым рынкам сообщила о регистрации дополнительной эмиссии акций  акционерного общества  "Телерадиокомпания «Петербург» на 95 миллионов долларов, размещаемых по закрытой подписке. Как пишет газета «Ведомости», эту эмиссию ТРК «Петербург» проводит в пользу Ren-TV. По данным газеты, выкупив всю дополнительную эмиссию, холдинг получит более 75 процентов акций ТРК.

4. Мэр Москвы отказался выделить 700 миллионов рублей на улучшение имиджа Москвы. Юрий Лужков отверг соответствующую программу стоимостью в 700 миллионов рублей, пишет Newsweek (российская версия)  в номере от 28 августа. Теперь чиновники убеждают сами себя, что менять почти ничего не надо — достаточно просто «довести до иностранцев объективную информацию», иронизирует издание.

Напомним, что программа улучшения имиджа была одобрена столичным правительством в июле. Ожидалось, что в начале сентября ее подпишет мэр. Власти надеялись преодолеть «информационный негатив и фактическую блокаду позитивных сообщений о Москве» через Интернет и «постоянную последовательную» работу с рейтинговыми агентствами. Среди других мероприятий — приемы для дипломатов, пресс-круизы для иностранных журналистов, массовые акции «Москва — лучший город Земли» и воспитание москвичей «в духе гуманизма и патриотизма». Чиновники также планировали выпускать информационные материалы о столице и размещать в зарубежных СМИ заметки о городе.

5. В течение ближайшего года количество изданий, входящих в Издательский дом Родионова, может удвоиться, сообщил в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» глава ИД Родионова Алексей Волин. «Не исключаю, что у нас появится еще одно политическое издание», — сказал он. По словам А.Волина, ИД Родионова «ведет переговоры с одним из оппозиционных СМИ».

Отвечая на вопрос, идет ли речь в данном случае о газете «Коммерсантъ», Алексей Волин сказал: «Мы с удовольствием приобрели бы „Коммерсантъ“, если бы его можно было купить за нормальные деньги…Но, за неимением „Коммерсанта“, мы покупаем все остальное, и не только политическое, но и глянцевое».

II. Цитаты недели

С 1 июля вступил в силу новый закон «О рекламе», который ввел ряд ограничений на рекламу, прежде всего на телевидении. Как изменил новый закон жизнь регионального телевидения, не имеющего финансовой подпитки из федерального бюджета? Об этом корреспондент Информационного агентства  REGNUM беседовал с директором ярославской областной телекомпании НТМ («Независимое ТелеМедиа») Александром Кукиным. Предлагаем цитаты из этого материала.

«Если федеральный телеканал станет хозяином местной телестанции, он, скорее всего, будет полностью диктовать программную политику, что приведет к исчезновению местных программ на таких телеканалах. Проще размещать рекламу из Москвы, чем работать с местными партнерами, которые хотят показывать свои новости во время рейтинговых передач канала и перекрывать федеральную рекламу».

ИА REGNUM: Вы предрекаете уничтожение регионального телевидения?

«Тут все будет зависеть от толщины кошелька учредителя и того, как он воспринимает свое телевидение. Дело в том, что многие региональные телекомпании не воспринимаются как бизнес, а являются рычагами экономического или политического влияния. Они и так не зарабатывают себе на жизнь. А значит им все равно, сколько они потеряют — учредитель компенсирует убытки. А всем остальным, видимо, придется делать выбор — переходить под контроль федеральных каналов или пытаться жить в условиях сокращения объемов рекламы».

III. Конфликт недели

1. Коллектив редакции газеты  «Иваново-пресс» распространил сообщение, в котором выражен протест против действий местной бюрократии и давления на независимое издание.

В середине августа после ряда вышедших статей в газете «Иваново-Пресс», главный редактор газеты Валерий Сметанин был вызван к заместителю губернатора Сергею Пахомову. В разговоре, чиновника с журналистом, было предложено не «обливать грязью» губернатора и его команду. Редактору также намекнули, что у газеты могут появиться проблемы с арендой редакционных помещений.

И эти проблемы появились. Прошло несколько дней после вызова редактора в администрацию и  из администрации области пришло уведомление, что с газетой «Иваново-Пресс» расторгается договор аренды. Коллектив издания должен очистить помещение до 1 октября 2006 года.

С 22 августа ивановское отделение государственного предприятия «Почта России» отказалось продавать газету «Иваново-Пресс». Теперь на территории Ивановской области газета продается у немногочисленных частных распространителей. В Иванове же, отмечают журналисты издания, чиновники мэрии запугали предпринимателей, и они не берут теперь в продажу опальную газету.

2. 24 августа органы прокуратура Калининграда передала в суд Центрального района областной столицы дело руководителя регионального отделения Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Алексея Сафина. Сотрудники прокуратуры утверждают, что Алексей Сафин неоднократно выкладывал на веб-сайте своей организации статьи и карикатуры националистического характера. Как следствие — возбуждено дело по статье 282 Уголовного кодекса по факту   разжигание национальной, расовой или религиозной вражды посредством Интернета.

Этот прецедент обещает стать самым громким делом, в котором орудием преступления стал веб-сайт. Прокуратура утверждает, что с февраля 2005-го по февраль 2006 года Алексей Сафин опубликовал в Сети около пятнадцати статей, возбуждающих национальную вражду. В частности, в своем онлайновом дневнике молодой человек размещал карикатуры на таджиков-наркоторговцев, статью «Полемика мусульманина с христианином», цитировал антисемитские и шовинистические тексты.

В ДПНИ поступок Сафина оправдывают. «У этого дела нет будущего, поскольку отсутствует сам состав преступления. Мы считаем, что ни в одном из опубликованных материалов Сафин не обвинял таджиков в том, что они таджики. Он лишь заявлял, что многие из них продают героин», — сказал изданию «Газета» координатор Центра общественных связей ДПНИ Александр Белов. По его мнению, преследование члена организации — «очередная попытка власти уничтожить неугодные ей движения».

Сам Алексей Сафин утверждает, что ни один из текстов, опубликованных на сайте, не принадлежит его перу.

Дело Сафина — не первый пример «привязки» Интернета к проблеме экстремизма в России. На днях прокурор Москвы Юрий Семин заявил, что организаторы теракта на Черкизовском рынке изготовили взрывчатку по рецепту, найденному в Сети.

.

IV. Законодательные инициативы

1. Наказывать нарушителей закона «О рекламе» теперь станет проще благодаря новым правилам возбуждения и рассмотрения дел Федеральной антимонопольной службой (ФАС) против нечестных рекламодателей. Эти правила опубликованы 23 августа и вступают в силу с этого момента.

Новая редакция закона о рекламе вступила в силу 1 июля. С тех пор запрещается использовать в рекламе образ медиков, употреблять фразы типа «подтверждено исследованиями» без ссылок на конкретные документы, рекламировать строительство жилья, на постройку которого фирма еще не получила разрешения. А еще запрещено демонстрировать так называемые «зонтичные бренды», когда под невинной пропагандой минеральной воды, журнала или маринованных овощей скрывается запрещенная реклама одноименных алкогольных напитков.

2. Депутаты Государственной думы предлагают привлекать к уголовной ответственности людей, которые в Интернете «призывают к разжиганию религиозной и национальной розни».  Соответствующий законопроект подготовлен и, возможно, будет рассмотрен Госдумой уже этой осенью. Об этом сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. За «экстремистские призывы» в Интернете, согласно законопроекту, предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы, отметил Павел Крашенинников.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)