Виталий Кулик:

Виталий Кулик:

Виталий Кулик:

Мы уже писали о результатах референдума в Приднестровье. 97% проголосовавших жителей этого региона подтвердили свой выбор в пользу государственной независимости с последующим свободным присоединением к России. Сразу после референдума президент непризнанной Приднестровской молдавской республики Игорь Смирнов провозгласил курс на синхронизацию законодательства и системы власти республики с российскими аналогами.

2006 г.), но и политическая реформа. Чего ждать в краткосрочной перспективе Украине от этого региона? Каково будущее урегулирования замороженного конфликта на Днестре? На эти вопросы мы попросили ответить недавно вернувшегося из Приднестровья директора Центра исследований проблем гражданского общества Виталия Кулика.

- В Приднестровье состоится политическая реформа. В чем ее суть и насколько она может демократизировать регион?

- По сути, Приднестровье является суперпрезидентской республикой. Полномочия главы государства значительны даже по сравнению с РФ. Но в Тирасполе прекрасно понимают, что необходимо меняться. Поэтому президент Смирнов инициировал политическую реформу, целью которой является переход от кризисного штаба по управлению непризнанным гособразованием к полноценному государственному аппарату. Это часть политики России, направленной на стабилизацию непризнанных режимов, приведение к власти подконтрольных менеджерских команд, способных защитить интересы Москвы от посягательств третьих сторон. Но, несмотря на создание полноценного Кабмина с премьер-министром во главе, конституционный проект оставляет президенту право отправить его в отставку, а также распустить Верховный Совет. Т.е. Приднестровье останется президентской республикой. А сам Игорь Смирнов, вероятней всего, снова будет избран президентом ПМР. По мнению специалистов, после выборов состоится зачистка административного аппарата от чрезмерно привязанных к местному бизнесу элементов. Новому старому президенту нужны будут только проверенные кадры.

Но в самой ПМР есть силы, понимающие, что у Приднестровья нет границы с Россией. И как точно подметил депутат Госдумы РФ Дмитрий Рогозин, без учета интересов Украины у Приднестровья нет никаких политических шансов. Для того чтобы вести эффективный диалог с Западом, легитимизироваться, необходима реальная демократизация режима. То, что предлагает Смирнов, к такой легитимизации не приведет. Шансом для Приднестровья решить конфликт с максимальным учетом собственных интересов является усиление роли представительных органов власти и наделение их большими полномочиями, в частности, в принятии важных решений на местах.

- Что изменилось в Приднестровье после референдума и как это повлияет на Украину?

- Пока нет оснований утверждать, что результаты референдума будут иметь немедленные политические последствия. Его результаты официально не признаны Россией, Украиной, странами ЕС, а также другими междуна­родными структурами. Однако сам по себе референдум оказался знаковым для переговор­ного процесса вокруг урегулирования приднестровского конфликта. То, что эксперты назвали ловушками «косовизации», проявилось уже на прошлой неделе. Так, Тирасполь четко заявил, что не желает вести переговоры с Кишиневом о реинтеграции. В свою очередь, президент РМ Владимир Воронин указал, что «переговоры о Приднестровском урегулировании должны базироваться на положениях закона о статусе Приднестровского региона от 22 июня 2005 г.», где речь идет об автономии, похожей на наш крымский аналог. Естественно, что при таких условиях ни о каком продуктивном диалоге речь идти не может. Украинский план Ющенко об урегулировании Приднестровского конфли­кта через демократизацию и демилитаризацию фактически можно отправлять в дипломатический архив.

Вторым важным фактором, который имеет к Украине прямое отношение, является мощное усиление России в регионе.

- В чем это проявляется?

- Во всех сферах жизни Приднестровья. Главным образом, в экономике. Правительство Российской Федерации приняло программу оказания помощи Приднестровью. Речь идет не только о более чем 50 миллионах долларов, которые русские дали Тирасполю на поддержку бюджетной и пенсионной сферы, но и о так называемом «специальном кредите» для помощи приднестровским предприятиям ($150 миллионов). Все это называется «комплексной помощью» РФ Приднестровью. Естественно, что эти средства не отдаются ПМР безоплатно, за них придется платить. И платить, скорее всего, государственным имуществом. По информации российской «Независимой газеты», в «залоговый список» могут попасть машиностроительные, электротехнические и оборонные предприятия. Российский капитал уже присутствует на Молдавском металлургическом заводе (ММЗ) (инвестором является «Уральская сталь»), россиянами также куплены винзавод «Букет Молдавии», Бендерский шелковый комбинат, обувная фабрика «Флоаре», завод «Прибор» и др.

Для того, чтобы обеспечить эти инте­ресы, после политической реформы и введения должности премьер-министра ПМР россияне, скорее всего, попробуют поставить своего че­ловека во главе приднестровского Кабмина. Тем более, что подобные прецеденты «обкатаны», например, в Абхазии и Южной Осетии, где высшими должностными лицами непризнанных республик становились российские чиновники.

- А как же Украина?

- А Украина оказывается в роли статиста. И, к сожалению, уже не в первый раз. Официальная Молдова заявила, что не признает результатов приватизации в ПМР. Наши дипломаты и политики, опасаясь окриков из Брюсселя, боялись обострить отношения с Кишиневом, тогда как российские фирмы скупали собственность ПМР. Киев долго боялся проявлять активность в экономической жизни Приднестровья. И, в результате, РФ фактически заканчивает оформление своего экономического доминирования в этом регионе. Мы потеряли не только вероятную экономическую выгоду, но и упустили инициативу в процессе урегулирования в Приднестровье. В то время, как РФ шаг за шагом закрепляла свое влияние в политической (из десятка новосозданных партий 2/3 четко субординированы под интересы России) и экономической сферах Приднестровья, Украина решала за свой счет внутренние проблемы Молдовы. Мы закрыли приднестровскую железную дорогу, установили ограничения для внешнеэкономической деятельности приднестровских экономических агентов и пр. Поэтому 97% голосов за Россию на приднестровском референдуме — это четкая оценка политики Киева в Приднестровье!

- Сможет ли Украина вернуться в Приднестровье?

- А мы пока оттуда и не уходили. Этнических украинцев там около 200 тысяч и 70 тысяч граждан Украины. Приднестровье и Украину связывают не только наши соотечественники, но общая граница, культурное пространство. Тысячи приднестровцев работают или учатся в Украине.

Ни для кого не секрет, что украинские компании заинтересованы в приднестровском рынке. На него завязаны некоторые крупные отечественные финансово-политические группы. Есть и готовность приднестровского ру­ководства идти нам навстречу. Но для того, чтобы Киев смог активизироваться в Приднестровье, необходима политическая воля руко­водства страны. Вопрос состоит в способности Киева играть свою собственную игру. Без оглядки на Запад или Восток.

Сергей Савченко

Оценить статью
(0)