Грузия: предвыборная кампания в 38 дней

Грузия: предвыборная кампания в 38 дней

Грузия: предвыборная кампания в 38 дней

Решение грузинского правительства провести выборы в местные органы власти на два месяца ранее запланированного срока заставило наблюдателей, политических противников и администраторов плотно заняться подготовкой к голосованию 5 октября и усилило сомнения в демократических наклонностях правительства.

По мнению оппозиции, изменение даты выборов, о котором было объявлено 27 августа, оставило недостаточно времени для регистрации партий и кандидатов, организации предвыборных блоков и формулировки предвыборных стратегий. Местной администрации и наблюдателям пришлось пересмотреть графики планирования и тренингов, а международным наблюдателям — значительно сократить планы мониторинга.

Однако из всех этих групп оппозиция, по-видимому, пострадала меньше всего. В промежуточном докладе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, опубликованном 29 сентября, говорится, что ни одной крупной оппозиционной партии и ни одному индивиду не было запрещено участвовать в выборах.

Отсутствие единства в рядах оппозиции вряд ли как-то связано с урезанными сроками кампании. Партии зачастую предпочитали туманные разговоры о возможном бойкоте выработке подходящей стратегии. Личные амбиции часто превалировали над соображениями единства. Экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили, вокруг которой могла объединиться оппозиция, давно дала понять, что не хочет баллотироваться кандидатом от оппозиционной блока. Когда «Новые консерваторы» (бывшие «Новые правые») не смогли убедить медиабарона Бадри Патаркацишвили в необходимости участия в выборах, они решили, что лучше полностью выйти из гонки, чем поддерживать кандидатов других партий.

Перенос даты оказал более негативное воздействие с организационной точки зрения. Эка Сирадзе-Делоне, менеджер программ Международного общества «За справедливые выборы и демократию» (ISFED) в Тбилиси, считает, что изменение даты выборов отрицательным скажется прежде всего на списках избирателей. И хотя Центральная избирательная комиссия (ЦИК) пыталась провести проверку всех списков, обходя дом за домом, «процедуры, предложенные ЦИК для уточнения списков, были полностью проигнорированы из-за изменения даты выборов», сказала Сирадзе-Делоне. Результаты аудита, проведенного ISFED в отношении предварительных списков и обнародованные 1 сентября, показали, что погрешность списков составляла 16%. Несмотря на то, что с тех пор ситуация улучшилась, ISFED и местная неправительственная организация «Новое поколение — новая инициатива» (NGNI) сообщают, что списки тем не менее содержат серьезные ошибки.

Сжатые сроки осложнили также процесс подбора и тренинга обслуживающего выборы персонала. По данным предвыборного мониторинга, проведенного Transparency International (TI), Центральная избирательная комиссия планировала провести широкие тренинги для 27 045 членов окружных избирательных комиссий, т.е. большей части персонала. Однако, как сказала директор парламентской программы TI Нина Хатискаци, «из-за узкого окна [в результате новой даты выборов] многие запланированные тренинги пришлось ужать или отменить».

Правительство заявило, что эти проблемы могут получить адекватную оценку только в контексте независимого мониторинга выборов. Весной в отдельном интервью автору данной статьи известный депутат парламента от партии «Национальное движение» Гига Бокерия признал, что, несмотря на сомнения в независимости ЦИК, «последними арбитрами процесса будут международные наблюдатели», добавив, что о жалобах оппозиции «забудут», как только «международные наблюдатели подтвердят независимый характер выборов».

К сожалению, в результате переноса даты выборов количество международных наблюдателей было сокращено. «Обычно у нас работают краткосрочные наблюдатели, но это требует времени для планирования», говорит сотрудник ОБСЕ/БДИПЧ Урдур Гуннарсдоттир. На последних грузинских национальных выборах в 2004 г. работало 440 «краткосрочных» наблюдателей ОБСЕ; на этот раз их вообще не будет. 19 «долгосрочных» наблюдателей ОБСЕ прибыли в Грузию только 15 сентября, и у них меньше чем обычно времени для анализа кампании. Гуннарсдоттир признает, что систематическое наблюдение за ходом голосования будет невозможно. Совет Европы направляет 20 наблюдателей и всего на пять дней.

Дефицит наблюдателей может оказаться важным фактором, поскольку многие потенциальные нарушения могли быть совершены еще до приезда экспертов. Например, по данным Transparency International, начиная с лета в рамках кратких «Новостей Тбилиси» на грузинском телевидении — за которые из средств городского правительства было заплачено 600 000 лари (около 345 000 долларов), — передавалась «информация» о достижениях в грузинской столице. Несмотря на то, что правительство считает эти краткие новостные программы частью кампании гражданского образования, многие наблюдатели видят в них предвыборную рекламу нынешнего мэра Тбилиси Гиги Угулавы. Оценка роли таких информационных кампаний обычно входила в круг задач международных наблюдателей.

В результате местным наблюдателям придется работать более напряженно. ISFED и NGNI выставят в день выборов соответственно 3000 и 2500 наблюдателей. Transparency International и Ассоциация молодых юристов Грузии среди прочих организаций предлагают долгосрочный анализ кампании. Если будут выявлены нарушения, эти наблюдатели, хотя в техническом смысле они подготовлены к мониторингу, скорее всего будут пользоваться меньшим доверием в своей стране и за рубежом, чем международные организации.

Между тем в отсутствие внятного разъяснения причин переноса даты выборов ходят слухи о том, зачем это понадобилось правительству. Наиболее расхожим мнением является то, что правительство стремится одержать полную победу на выборах. В интервью Civil Georgia Гия Нодия, директор Кавказского института мира, демократии и развития, сказал, что «выборы должны определить степень их [правительства] популярности».

Если это правда, то прецедент достоин сожаления. Несмотря на то, что правительство, согласно сегодняшним (и всем предыдущим) ожиданиям, одержит полную победу на выборах, многие обозреватели надеялись, что выборы смогли бы подтвердить его демократический мандат. К сожалению, сжатые сроки добавляют новый пункт в длинный список жалоб на правительство — начиная с доступа на выборы СМИ и кончая вопросом о независимости Центральной избирательной комиссии, — якобы пытающегося воспользоваться избирательной системой в собственных целях.

Приближается третья годовщина «революции роз» 2003 г., и все это тревожные сигналы в стране, которой еще предстоит пережить мирный процесс передачи власти с помощью избирательных урн.

Джордж Уэлтон, независимый эксперт из Тбилиси. Защитил докторскую степень по международным отношениям в Уэльском университете (г. Аберистуит).

Оценить статью
(0)